Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
Dostoevsky-трип: почему разочаровало «Преступление и наказание» «Кинопоиска» Современная адаптация романа была оценена зрителями всего на 5,7 балла из 10. Пытаемся разобраться, почему так вышло.

Dostoevsky-трип: почему разочаровало «Преступление и наказание» «Кинопоиска»

Современная адаптация романа была оценена зрителями всего на 5,7 балла из 10. Пытаемся разобраться, почему так вышло.

Dostoevsky-трип: почему разочаровало «Преступление и наказание» «Кинопоиска»
Фото: pixaby.com

Принято считать, что произведения Достоевского накрепко вшиты в русский культурный код, и это уже хорошая приманка для разного рода интерпретаторов. Фабулы романов «пятикнижия» при этом достаточно устарели, чтобы их хотелось перевести на современный язык, — видимо, с целью показать, что люди за прошедшее время не изменились. Вот и «Кинопоиск» представил в ноябре свою 10-серийную версию «Преступления и наказания» от режиссёра Владимира Мирзоева, где действие происходит в Петербурге наших дней.

Источник: pixaby.com

Первая эмоция, которую вызывает сериал, — недоумение: он словно существует по театральным законам десятилетней давности. И приём с переносом в современность, и манера игры, и оставленный сценаристами слог Достоевского рождали ощущение, что я смотрю спектакль модного режиссёра начала 2010-х. Правила этого мира, заданные Мирзоевым, выглядят старомодными и не совсем адекватными именно киноязыку, но допустим.

Петербург Мирзоева — неоновый «город грехов», психоделически отражающийся в небе, где любовь покупается и продаётся, а деньги и власть правят бал. Тоже не новая идея, к тому же режиссёр доводит её до карикатурности, граничащей с дурновкусием. Ещё одна черта из недавнего прошлого — обилие секса, даже там, где он нарушает логику повествования: о какой целомудренности Дуни говорит Свидригайлов, если им до соития несколько раз оставалось буквально мгновение? Каждый второй герой — развратник, озабоченный или извращенец. И зрителю представляют сцены мастурбации или BDSM-фантазий.

На фоне всего этого идея Раскольникова о том, что люди делятся на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет», кажется вполне логичной. Однако есть проблема: основную часть романа составляют монологи задавленного нищетой студента, которому хочется сразу получить весь куш, а не учить детей за копейки. Он убийца, но читатель ему сопереживает. Герою Ивана Янковского сопереживать не хочется, он пугающе обычный, не отыгрывает нравственных терзаний, в которых заключается суть романа и которые, может, и не нужны современному массовому зрителю. Раскольников в исполнении Янковского просто психически нездоров, но даже такое представление героя не докрутили.

Источник: pixaby.com

Сериал и сам по себе напоминает то, что наркопотребители называют «бэд трип»: Мирзоева подводят попытки поиграть в Дэвида Линча, но значительного нового смысла они не дают. В кадре часто мелькает слово «зачем», и именно такой вопрос хочется задать режиссёру. Зачем люди с карликовостью, зачем квартирная хозяйка Родиона хранит в шкафу куклу в виде утонувшей дочери, зачем все эти горячечные видения, что они привносят? Можно сказать, что они задают атмосферу сериала, но и в них режиссёр не знает меры.

Что же тут есть хорошего? Во-первых, поклонники Достоевского благодаря сценаристам могут насладиться обилием цитат из других романов классика: Раскольников буквально запараллелен с Иваном Карамазовым, из «Братьев Карамазовых», пришёл и персонаж-чёрт (Борис Хвошнянский). А в последних сериях Родион говорит словами «философского самоубийцы» Кириллова из «Бесов». Во-вторых, есть хорошие второстепенные актёрские работы.

Сериал, кино спектакль не обязаны быть дословной экранизацией книги, если ставятся по литературному первоисточнику. Это всегда творчество режиссёра и его команды. Но так вышло, что «Преступление и наказание» Мирзоева — не о большом грехе и его искуплении, а, по сути, ни о чём. Его Раскольников пуст, и у него нет пути к раскаянию, и Соня Мармеладова (Алёна Михайлова) не поможет ему. Финал сериала отличается от романного. И он только подчёркивает всю бессмысленность происходящего. Не воскреснет Лазарь, как читала Соня, и не ждёт героев новая жизнь. Остаётся лишь одно: ощущение, что всё тщетно.

 


 

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter