Джаз — старый музыкальный жанр, родившийся в результате импровизации. Вопреки течению времени он живёт на сценах разных городов, в том числе и Новосибирска. Более того, Новосибирск входит в число самых джазовых городов России. Певец Сергей Архипов стал проводником в мир джаза и рассказал корреспонденту Om1 Новосибирск о тонкостях интеллектуальной, по его мнению, музыки, а также о сложностях, с которыми сталкивается джазовый вокалист в мире шоу-бизнеса.
Джазовые клубы Новосибирска стали легендами
— Как вы считаете, развит ли джаз в Новосибирске?
— Новосибирск входит в джазовые города России, джаз у нас очень развит. Есть всевозможные филармонические коллективы, эстрадный оркестр, который также исполняет джазовые композиции. В городе долгое время были джазовые клубы, например, «Труба».
— Где вас можно послушать в Новосибирске?
— Недавно за одну неделю я провёл пять концертов. В прошлый понедельник выступал как гость на концерте Ларисы Долиной в Академгородке в Доме учёных, а с 17 по 20 октября я каждый день давал концерты. В Новосибирске есть клуб «Ночь», который приглашает на выступление джазовых музыкантов, и я уже второй год подряд там выступаю. Сейчас живу и работаю в Москве шестой год, поэтому в Новосибирск приезжаю либо по семейным делам, либо с концертами, но не так часто.
Фото: Сергей Архипов
— Джаз часто ассоциируется с неформальной культурой. Как вы относитесь к понятию «неформальности» в музыке?
— В джазовых музыке и тусовке есть нюанс: они действительно свободные и импровизационные. Конечно же, любая импровизация находится в рамках. Джазовые музыканты общаются с помощью эмоций, ритма и гармонии. И поэтому они могут уходить в какие-то дебри. Для простого слушателя это покажется действительно чем-то странным, неформальным, но на самом деле всё можно объяснить, если немножко покопаться и поизучать джазовую музыку. Я не могу назвать её неформальной, потому что она собирает большие залы: филармонические, концертные. Если мы возьмём классическую музыку, наподобие музыки Прокофьева, Стравинского, то обнаружим серьёзные вещи по сложности, авангардности и неформальности. И джазу до них далеко.
Джазовые каверы перевернули представление о музыке
— Как вы пришли к джазу? Что вас привлекло в этом жанре?
— Я занимался любительской музыкой. И классической, и дворовой гитарой, и русский рок практиковал. Но когда стал глобально себя развивать, услышал каверы на джазовых исполнителей. Меня это зацепило: стало интересно, почему изменилось звучание, что добавили, а что исключили. Таким пытливым образом я познакомился с джазом, и это стало меня вдохновлять всё больше и больше изучать жанр.
До погружения в мир джаза певец много лет занимался музыкой и даже пробовал себя совсем в других видах деятельности. Сергей с детства любил музыку, но после школы поступил в архитектурный вуз Новосибирска. Проходные оказались не по силам, и он решил стать моряком. Пять лет в мореходной школе зажгли в нём новую мечту — профессионально заниматься музыкой. В 2014 году он поступил в Новосибирский музыкальный колледж имени Мурова на эстрадно-джазовый вокал.
После колледжа Сергей переехал в Москву со своим ансамблем SunVoice. Он продолжил обучение в Московском государственном институте культуры, где попал в класс к Ларисе Долиной. Позже она пригласила его стать наставником в своей академии, где он работает до сих пор.
Связь с Долиной даёт неверное представление о Сергее как о певце. Архипов — не только джазовый певец. Благодаря сотрудничеству с Ларисой Долиной многие считают его только джазовым исполнителем, но на самом деле его репертуар гораздо шире. Он одинаково комфортно чувствует себя в советской и российской эстраде, даже в роке и бардовской песне.
По сравнению с джазовыми певцами рэперы — «поющие головы»
— Как относитесь к современной музыке, где по большей части рэп и рок? Кто из современных исполнителей вам нравится?
— Я на самом деле меломан. Музыка может быть и в рэпе, а плохая музыка может быть и в джазе, и в эстраде, и в советской классической музыке. Просто плохая музыка в то время не проходила, точнее, плохая музыка не оставалась в наследии. Сейчас мы живём, когда формируется наследие. Может быть, через несколько десятков лет мы поймём, какая музыка плохая, а какая хорошая. Но на данном этапе я могу сказать, что мне нравятся композиции современных рэперов. Не могу сказать каких, потому что не запоминаю имена. В школьные годы мне нравился зарубежный рэп — Eminem, 50 Cent и пр. Из современных рэперов, которые молодые, не цепляет ничего, потому что он, рэп, нацелен конкретно на шоу-бизнес. Рэперов часто называют «поющими головами». Маловато смыслов, маловато музыки. Из эстрадных артистов мне нравится Агутин. Потому что человек, который смог объединить латиноамериканскую музыку и русскую песню, — это, я считаю, нонсенс.
Фото: Сергей Архипов
— Что вам важнее: творческая реализация или коммерческий успех?
— Я не совсем такой, какими бывают гениальные художники, гениальные писатели и композиторы, которые не могут не писать в принципе. Им главное — писать. Пускай они будут доедать последнюю корку хлеба, но зато заняты своим делом. То есть для меня реализация равно хороший, достойный заработок своим делом.
Джазу не хватает наглости и «ненормальности»
В 2018 году Сергей принял участие в шоу «Голос»*. Он исполнил джазовый стандарт On the Sunny Side of the Street Луи Армстронга, но, к сожалению, ни один из членов жюри не повернулся к нему.
— Согласны ли вы с мнением наставников «Голоса» о том, что в музыке должно быть какое-то отклонение от нормы, чего вам, по их мнению, не хватило для прохождения на следующий этап шоу?
— На тот момент, когда я был на «Голосе», я болел джазом, фанател от джаза, считал его консистенцией музыки, как я уже сказал, потому что, действительно, жанр сложный. Я тогда не был согласен. Человек из жюри просто достаточно далёк от джаза, вот и всё. Если бы я пошёл на шоу сейчас, то не с джазовой композицией. Для русского слушателя было маловато эмоций, маловато было того же самого шоу. И ту фразу, которую он сказал про отклонения, я наверняка могу понять как какую-то эмоцию, которая не выверена до конца, которая там не просчитана, потому что музыка джазовая — больше интеллектуальная музыка. А ты как музыкант, который способен на многое, увлекаешься этим. Но для слушателя, зрителя всё-таки важнее эмоции. Тогда я этого на самом деле не дал.
Фото: Сергей Архипов
— Совсем недавно вы приняли участие в шоу «Ну-ка, все вместе!» Джазовая певица Этери Бериашвили отметила, что вам не хватает наглости. Собираетесь ли вы как-то действовать, исходя из слов знаменитостей, либо же считаете, что в вашем творчестве нет места этой самой наглости?
— Наглости для чего? В чём наглости не хватило? Я сам до конца этого не понял. У каждого артиста свои темперамент, амплуа, мир ощущений. А технически я достаточно универсальный артист. Не знаю, как это воспринимать, потому что в жизни я себя считаю реализующим все амбиции потихонечку, помаленьку. Имелось в виду от членов жюри, что слишком все интеллигентно и мягко. Я предлагал другие композиции, но редакторы выбрали «Колыбельную». Если стремиться сделать так, как делают примерно все, тогда можно сломать себя. Главное, не изменять себе. Но можно пробовать себя в разных стилях, жанрах.
— В каких еще шоу вы хотели бы принять участие?
— Скоро буду выступать на телеканале «Культура», но это не шоу, а музыкальная программа. Уже второй раз буду принимать участие. У меня нет настроя пойти на конкурс, чтобы победить кого-то и что-то доказать. Может быть, этот настрой как раз необходим для конкурсов. Возможно, я уже себя нашел, и моя задача сейчас — просто реализовываться и открывать своё творчество миру, что, собственно, я и делаю в процессе написания альбома. Я бы хотел на шоу пародий наподобие «Точь-в-точь», «Один в один!». На будущий год буду пробоваться куда-нибудь попасть, потому что это уже такой элемент творчества, это интересно.
— Вокалисты интеллектуального жанра смотрят TikTok и YouTube, чтобы расслабиться. Как вы отдыхаете после концертов и в целом? Есть ли какие-нибудь хобби?
— Бывает такое, что ты запланировал себе пару недель отдыха, а тебе предлагают какой-нибудь классный концерт или классную работу. И ты думаешь, что надо согласиться, потому что это здорово! Тебя она вдохновляет, и ты берёшь новые силы. Перезагрузка, конечно, нужна. Мне, как правило, хватает пяти дней. На шестой день я уже вою от тоски, от того, что устал отдыхать. Я люблю путешествовать, но путешествия в последние годы у меня пересекаются с гастролями. Мне понравились Нижний Новгород, Калининград, Петербург, Восток. Понятно, что моя родина Новосибирск тоже нравится, это не обсуждается. Иркутск, Байкал — тоже невероятные места. Больше всего почему-то на Восток тянет.
— Как отдыхаете после тяжёлого дня дома?
— Я могу с большим удовольствием посмотреть TikTok или YouTube, иногда кино. Как раз есть такие жанры, которые тебя могут в баланс вернуть. Люблю «документалки» различного характера — от природы до космоса. Если какое-то состояние апатии, то включаю жизнеутверждающий фильм, где есть история работы над собой, борьбы с собой. Ты вдохновляешься и потом идёшь заряженный силами.
В заключение беседы Сергей назвал корреспонденту топ-3 российских исполнителей. Певец признался, что у него нет явных кумиров в музыке, но есть музыканты, чьим творчеством он восхищается. В его личный топ вошли Леонид Агутин, Николай Носков и менее известный музыкант Андрей Мисин.
* — признан Минюстом РФ иностранным агентом