Опрос работодателей, проведённый службой исследований hh.ru в 2024 году, показал, что 39 % работодателей сталкиваются с массовыми случаями роста требований кандидатов к вакансиям и условиям труда. Ещё 49 % респондентов замечают это явление время от времени, а лишь 8 % не замечают изменений в требованиях соискателей. Основные факторы, способствующие этому повышению ожиданий, включают осведомлённость кандидатов о дефиците кадров (64 %), повышение самооценки (43 %) и низкую конкуренцию за рабочие места (34 %).
Среди профессиональных категорий, где чаще всего встречаются завышенные требования, выделяются ИТ-специалисты (61 %) и топ-менеджеры (41 %). Работодатели отмечают, что кандидаты чаще всего требуют более высокой зарплаты (63 %) и обсуждают вопросы локации офиса (53 %) и графика работы (29 %). Вопросы компенсаций, такие как транспортные расходы (19 %) и оплата питания (15 %), также не остаются без внимания, но менее актуальны.
Готовность работодателей следовать требованиям кандидатов напрямую зависит от профессии. Наиболее высокие шансы на благоприятный исход у соискателей на руководящие позиции (52 %) и ИТ-специалистов (44 %). В то же время ограничения испытывают кандидаты из массового линейного персонала, где шкала готовности работодателей к уступкам составляет всего 16 %.
На рынке труда Новосибирской области наблюдается явный дисбаланс: несмотря на высокие требования, многие из запрашиваемых специалистов, особенно из ИТ и среднего менеджмента, не являются дефицитными. Например, на одну вакансию в сфере среднего и высшего менеджмента приходится 12,4 резюме, а для ИТ-специалистов — 6,4 резюме. Нормой считается 4–7,9 резюме на вакансию.
Наиболее дефицитными на текущий момент являются специалисты области медицины и фармацевтики (1,4 резюме на вакансию), розничной торговли (1,7), производства и сервисного обслуживания (2,1) и рабочего персонала (2,3). Важно, что работодатели готовы идти на уступки, если ценность кандидата явно выражена: так, 69 % опрошенных говорят о том, что именно это побуждает их менять условия труда.