Новосибирцы, желающие посвятить себя педагогике, воодушевлённо ступают на порог школы в роли учителя, но уже спустя месяц задумываются об увольнении. Что же нужно знать о работе в школах Новосибирска, прежде чем решиться учить детей?
портала Om1 Новосибирск
До журналистской деятельности корреспондент Om1 Новосибирск Анастасия Толстоногова год работала в школе учителем русского языка и литературы. Анастасия расскажет о том, к чему должен быть готов молодой педагог перед устройством на работу в учебное заведение.
Год назад я получила диплом журналиста, отучившись на филологическом направлении, но не спешила работать по профессии. Мне всегда хотелось попробовать себя в роли учителя, что и решила сделать после окончания университета. Буквально сразу же после размещения резюме начали поступать приглашения на собеседования. И это, кстати, учитывая то, что педагогического образования у меня не имелось.
Внимание привлекла школа, находящаяся ближе остальных к дому, туда и было решено устроиться. Собеседование прошло довольно быстро, директора школы не смутило отсутствие педагогического образования, что, по моему мнению, неправильно. В этот же день дали кабинет, который пришлось делить с двумя коллегами.
Ремонт на свои деньги
В момент устройства на дворе был август, поэтому в школе кипел ремонт. Ремонт мы делали на свои деньги и своими силами. Если вы думаете, что директор с радостью выделит средства на новые шторки, то вы ошибаетесь. Собрать деньги с родителей своего класса? К сожалению, только несколько из тридцати мамочек соизволят помочь в обустройстве школы. При этом и руководство учреждения, и родители желают видеть прекрасно обустроенный кабинет. Молодым педагогам нужно приготовиться расстёгивать кошельки, чтобы превратить пустое помещение в класс.
12 уроков в день и пакеты тетрадей на дом
В Новосибирске не хватает педагогов, поэтому даже учитель без опыта должен быть готов к большой нагрузке. В течение полугода я вела от девяти до 12 уроков в день у шести классов. Это не значит сидеть за столом, давать детям упражнения и заниматься своими делами. Это значит бегать по классу, чтобы проверить правильность выполнения задания, отвечать на десятки вопросов в минуту, разнимать дерущихся мальчишек, а после оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему на уроке ребёнку и так далее. И всё веселье сопровождается непрекращающимися криками и смехом. Уже после шестого урока голова начнёт трещать, а прошла лишь половина рабочего дня.
Я была уверена, что смогу проверять тетради на переменах, но, как оказалось, переоценила возможности. В среднем в классе 25 человек, итого в день мне нужно было проверить 150 рабочих тетрадей. Конечно, что-то удавалось проверить в школе, но большую часть приходилось грузить в пакеты и с тяжестью добираться до дома.
Будучи школьницей, я видела, как учителя забирают тетради на проверку домой. Но тогда профессия учителя была востребованной и на одного учителя не выпадало больше сотни работ за день.
Престиж школы важнее обучения детей мигрантов
В восьмом классе учится подросток, не умеющий читать, а шестиклассница и вовсе не говорит по-русски, но имеет стабильные тройки в дневнике. Как же тогда их переводили из класса в класс в течение этих лет? Дети мигрантов приходят в школу с нулевым знанием русского языка. Естественно, эта группа учеников не успевает усваивать материал так, как русскоговорящие дети.
Речь идёт не только об иностранных гражданах. Русские дети также переводятся в следующие классы, хотя совершенно к этому не готовы. В конце учебного года к вам обязательно подойдёт классный руководитель и попросит поставить троечку за год тому самому двоечнику, который был на уроках всего пару раз или просто в силу лени не старался усвоить материал. И вы не сможете отказать, ведь такие просьбы идут от начальства. Также оценки завышают хорошистам и отличникам, которые на самом деле скатились ещё год назад. Забавно наблюдать, как коллеги, руководство и родители удивляются плохим результатам ОГЭ и ЕГЭ после подобных махинаций. Будущим педагогам придётся смириться со всей несправедливостью либо же обойти профессию учителя стороной.
Помимо этих проблем, молодому педагогу предстоит сталкиваться с неуважением со стороны обучающихся и их родителей, но к этому уже все относятся как к норме. Учителя нередко обращаются к психологам, дело доходит и до психотерапевтов. Самая главная проблема — это, пожалуй, большая нагрузка.
Больше полугода я мирилась с подобными условиями и не собиралась увольняться. Неоднократно встречала в коридоре коллег, которые выходили в процессе урока, чтобы не расплакаться при учениках. Однажды на их месте оказалась и я, когда не могла успокоить класс из тридцати учеников и получала в ответ оскорбления. В тот момент пришло осознание, что с такой нагрузкой и неуважительным отношением к себе ментальное и физическое здоровье рано или поздно серьёзно пострадает. Так, отработав последние месяцы учебного года, я уволилась.