В 90-х российская музыка резко изменилась. В первой половине десятилетия на радио и телеканалах звучали шлягеры, пропитанные мотивами добрых рок-песен времён позднего СССР, а со второй половины 90-х отечественная музыка стала больше походить на западные рейвы. Словом, вместо длинноволосых мужчин с гитарами пришли диджеи в кепках и тёмных очках.
Произошёл такой сдвиг во многом благодаря талантам из Новосибирска. Как сибиряки заставили звучать поп-музыку 90-х так ритмично и танцевально — в материале Om1 Новосибирск.
Новосибирскую сцену изменил Есенин
В 90-е в Новосибирске важной фигурой в становлении новой музыки был хаус-композитор Павел Есенин. Парень вырос в семье новосибирского джазмена. Хаус-музыкой новосибирец начал увлекаться в начале 90-х.
Увлечение его отца джазом не прошло бесследно для творчества Есенина: его первые треки звучали слишком легко и мелодично в сравнении с каноничной рейв-музыкой. Кроме сочинительства Павел Есенин пел. Причём на английском языке.
В середине 90-х новосибирец уехал в Германию, где выпустил хит от лица своего танцевального проекта Orbita под названием Call Me Misha. На Западе песню хорошо оценили за простой и запоминающийся мотив.
Скриншот из видео с YouTube-канала Valeri Sobolev
Но после провала со вторым синглом Есенин вернулся в Новосибирск. Здесь он начал писать музыку на заказ, в том числе два альбома для новосибирского певца Александра Медведева, который в будущем прославился как Шура.
«Не верь слезам»
Дуэт композитора Есенина и певца Шуры навсегда изменил российскую сцену. В 1997 и 1998 годах у Шуры вышло два альбома: Shura и Shura 2, которые спродюсировал Павел Есенин.
Скриншот из видео с YouTube-канала «Первое Музыкальное»
Свой первый альбом Шура жёстко критиковал и стыдился за эту музыку. Зато второй альбом получился очень модным и прорывным на тот момент. Именно в альбоме Shura 2 прозвучал легендарный хит «Не верь слезам». После выхода двух первых лонгплеев Шура начал обретать свою популярность. Эпатажный образ молодого новосибирского певца этому только способствовал.
Shura и Shura 2 — это единственные совместные альбомы Шуры и Павла Есенина. Но этих пластинок было достаточно для того, что задать новый вектор звучания отечественной поп-музыки, сделав её одновременно мелодичной, лиричной и танцевальной.
Hi-Fi: Есенин заметил Митю Фомина
Вдохновившись успехом дуэта «Руки Вверх», Павел Есенин задумал создать свою поп-группу. Но сам выходить на сцену он не пожелал, поэтому начал искать артиста для своего проекта.
Его выбор пал на молодого новосибирца Митю Фомина. Изначально Фомин не пел, а только танцевал под музыку Есенина и открывал рот в такт словам песен, которые писал друг Есенина Эрик Чантурия. Группу назвали Hi-Fi. Дебютный альбом группы состоял из старых композиций Есенина, в том числе нашумевшего в Германии хита Call Me Misha.
Скриншот из видео с YouTube-канала «Первое Музыкальное»
По такой формуле группа Hi-Fi продолжала свою деятельность до момента, пока Митя Фомин не ушёл в сольное творчество, а Павел Есенин не переключился на написание саундтреков для фильмов.
С приходом нулевых отечественные хиты девяностых стали восприниматься как типичная поп-музыка того времени. Но для современников творчество Павла Есенина, Шуры, группы Hi-Fi воспринималось как новый и модный звук, непохожий на привычную всем музыку.