Экосистема — термин, который используется для описания набора услуг и продуктов, предоставляемых одним поставщиком и интегрированных в единую цифровую платформу. Данные о пользователях сыграли ключевую роль в развитии экосистем, поскольку позволили компаниям понимать потребности клиентов и, соответственно, разрабатывать адаптированные продукты, констатируют аналитики.
Экосистемы встраиваются в повседневность всё большего числа людей, отмечают аналитики. Компании развиваются в разных направлениях, претендуют на лидерство и не взаимозаменяют друг друга.
Например, МТС заняла первое место по запускам и покупке новых сервисов. Компания также заняла сильные позиции в сфере медиа и развлечений, помимо отраслей телекома. Она активно развивает сферы путешествий и финансов, инвестирует в компании в области навигации и безопасности, занимает освободившиеся после ухода иностранных компаний сегменты (собственная видеоплатформа, магазин приложений, игровые сервисы).
Сбер сосредоточен на разработках в области искусственного интеллекта. Площадка VK всё ещё остаётся лидером в области медиа. «Яндекс» получил звание самого активного на новых рынках. «Тинькофф» наиболее сосредоточен на развитии суперприложения.
Как отметили аналитик, МТС и VK активно развивают вертикально интегрированные структуры — от производства контента до концертных площадок. Например, МТС приобрела сервис по продаже билетов, заняв около трети рынка.
По данным нескольких компаний, за последний год количество подписчиков на платные услуги увеличилось практически вдвое, что говорит о доверии пользователей. Набирают популярность продукты, которые включают кешбэк-сервисы, онлайн-кинотеатры, музыкальный стриминг… Некоторые компании используют партнёрские сервисы для расширения подписки, в то время как другие расширяются за счёт собственных услуг.