om1.ru
Безумие ЕГЭ: новосибирский психолог рассказала о стратегиях выживания в экзаменационный период Каждый год ЕГЭ становится все более серьезной проблемой для тысяч школьников, вызывая у них сильное волнение и тревогу. Как сохранить спокойствие и настроиться на успех, несмотря на давление окружающей обстановки?

Безумие ЕГЭ: новосибирский психолог рассказала о стратегиях выживания в экзаменационный период

Каждый год ЕГЭ становится все более серьезной проблемой для тысяч школьников, вызывая у них сильное волнение и тревогу. Как сохранить спокойствие и настроиться на успех, несмотря на давление окружающей обстановки?

Безумие ЕГЭ: новосибирский психолог рассказала о стратегиях выживания в экзаменационный период
Фото: Om1.ru. Алина Гурицкая

Практикующий психолог и гештальт-терапевт Марина Ананьева специально для портала Om1.ru поделилась полезными советами сохранения психологической устойчивости в гонке за высокими баллами.

Рассмотрим самые распространенные переживания современных школьников по порядку.

Большинство учеников отметили, что боятся не оправдать ожидания родителей. Специалист Марина Ананьева рекомендует признать страх и напрямую поговорить об этом с родителями, попросить поддержку. Например: «Папа, мама. У меня скоро экзамены, я очень переживаю. А больше всего я переживаю, что разочарую вас, ведь вы так много вложили в мою подготовку. Я постараюсь и сделаю все, что в моих возможностях. Но я очень нуждаюсь в вашей поддержке».

«Разочаровываются в ожиданиях, а ожидания не есть вы. И разочарование является важным проводником в реальность. Может быть, впервые родители увидят вас живым, а не оправдывающим ожиданий. Вы остаетесь живым, это намного важнее», — говорит специалист.

Далее рассмотрим страх ошибиться с выбором предметов и специальности. Марина Ананьева говорит: «Сейчас вы не можете до конца оценить ситуацию «если не получится поступить…», так как вы в этой ситуации не оказались и не знаете, из чего выбирать».

Специалист предлагает разделить задачи и решать их по мере поступления:

  1. Я выбрал предметы. На момент выбора они мне подошли. Я сделал такой выбор. Поддержи себя в этом.
  2. Сперва подготовлюсь и сдам выбранные предметы, а после получения результатов буду предпринимать следующие шаги. Не раньше.
  3. «Если не получится поступить…» — это уже следующая задача. В моей жизни еще не было такого опыта, и поэтому я не могу оценить и спрогнозировать следующие шаги. Если окажусь в такой ситуации, там по ситуации обнаружу доступные и подходящие варианты и буду принимать решения по мере поступления.

Школьники также отметили сравнение себя с одноклассниками и страх сдать экзамены хуже, чем сверстники. Практикующий психолог говорит, что «наличие большего материала у другого человека никак не обесценивает ваш. Это говорит только о том, что он разного объема».

Также Марина Ананьева приводит простой пример про знания на яблоках: если у вас 5 яблок, а у вашего одноклассника 10 яблок, это говорит только о том, что у вас разное количество яблок. А еще, может быть, что у вас разный интерес к яблокам.

И напоследок рассмотрим, наверное, самые распространенный страх всех школьников: как перестать тревожиться за свое будущее после окончания школы?

Марина Ананьева отмечает, что полностью перестать тревожиться не получится, так как тревога сигнализирует вам о том, что вам предстоит новый этап в вашей жизни, и мобилизует ресурсы под этот новый опыт. Психолог предлагает от динамики «перестать тревожиться» обратиться к другой: «в какой поддержке вы нуждаетесь, когда тревожитесь за свое будущее? в какой поддержке нуждаетесь при переезде в другой город? у кого вы ее можете попросить?».

Самое важное, что стоит помнить на протяжении подготовки и сдачи экзаменов:

«Вы сдаете не экзамен жизни, а экзамен относительно предмета. Оценивают не вас как личность, а объем усвоенных знаний. Выбор, который перед вами предстоит сейчас, — это выбор на этот жизненный этап, а не на всю оставшуюся жизнь».

Стали свидетелем Telegram, Дзен, ВКонтакте, Одноклассники.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter