om1.ru
Дома новосибирских дачников могут пойти под снос из-за укрепления берега Оби Земельные участки в районе пристани Ягодной могут оказаться на дне Оби, считают дачники. Берег размывает рекой не первый год. Владельцы участков укрепляют береговую линию своими силами и просят помощи у властей, но получают ответ, что это экономически нецелесообразно.

Дома новосибирских дачников могут пойти под снос из-за укрепления берега Оби

Земельные участки в районе пристани Ягодной могут оказаться на дне Оби, считают дачники. Берег размывает рекой не первый год. Владельцы участков укрепляют береговую линию своими силами и просят помощи у властей, но получают ответ, что это экономически нецелесообразно.

Дома новосибирских дачников могут пойти под снос из-за укрепления берега Оби
Фото: Om1.ru. Разрушение берега Оби в районе пристани Ягодной

В редакцию портала Om1.ru обратились садоводы СНТ «Автомобилист», «Ветеран войны», «Олимпиец», «Электрик», «Надежда», «Медтехника», «Обь». Их участки расположены в районе пристани Ягодной. По их словам, берег Оби год от года сокращается, и скоро их участки могут обвалиться. В СНТ «Автомобилист» вода вплотную подобралась к калиткам дачников. Как пояснил председатель СНТ «Автомобилист» Игорь Мартынов, до критической точки осталось четыре метра.

Дано поручение

В июне 2022 года дачники в очередной раз направили письмо чиновникам с просьбой о помощи в укреплении берега в районе пристани Ягодной. В распоряжении портала Om1.ru оказался ответ на коллективный запрос садоводов за подписью министра сельского хозяйства Новосибирской области Евгения Лещенко.

В документе сказано, что региональному Минприроды поручено рассмотреть возможные пути решения проблемы. 24 июня этого года комиссия обследовала участок обрушения и пришла к выводу, что угроза чрезвычайной ситуации существует. Администрация Новосибирского района получила рекомендации переселить людей из опасной зоны. Минприроды направило запрос в Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) о проведении работ по углублению дна и переносу судового хода. Там ответили, что за это отвечает ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей».

В Росморречфлоте пояснили, что на участке в сутки проходят 6–7 судов. В основном буксиры-толкачи мощностью до 900 лошадиных сил и баржи-площадки грузоподъёмностью от 1000 до 3000 тонн. На левом берегу также расположена необорудованная площадка для подхода-отхода пассажирских теплоходов. Они курсируют семь раз в неделю. На участке зафиксировано интенсивное движение маломерных судов. Более в ведомстве никакой информации не предоставили.

Забыли поставить на баланс?

По словам Евгения Лещенко, в 2001 году по заказу комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды департамента экономического развития и промышленности администрации Новосибирской области разработали проект укрепления берега у пристани Ягодной. Для защиты от размыва планировали возвести струенаправляющие дамбы. Работы выполнило Обское государственное управление водных путей и судоходства с привлечением земснаряда и плавучего крана. После строительства сооружения не поставили на баланс какой-либо организации.

«Как следствие, с течением времени они подверглись полному или частичному разрушению под воздействием естественных природных факторов, в том числе изменения русла», — пояснил Евгений Лещенко.

В 2016 году администрация Обского бассейна внутренних водных путей углубляла дно. Судовой ход сместили к левому берегу, так как там располагалась динамическая ось потока и были большие глубины, чем у правого. Судовой ход сместили ещё и из соображений безопасности, так как каменистые образования в правобережной части могли негативно повлиять на судоходство и усложнить дноуглубительные работы.

 
 
 
«Ещё тогда вдоль левого берега наметилась тенденция изменений русла и разрушения берега, что происходит до сегодняшнего дня. Ситуацию усугубляет регистрируемое в последние годы маловодье, что приводит к сосредоточению речного потока у левого берега и увеличению его скорости. Всё это ускоряет размыв берега».

Спасайте себя сами

Как отметил Евгений Лещенко, углублять дно для переноса судового хода в правобережную часть русла Оби в районе пристани Ягодной экономически нецелесообразно. У левого берега он стабилен и обеспечивает безопасность прохождения судов.

Для снижения интенсивности размыва берега владельцам садовых участков рекомендовано установить навигационные знаки «Не создавать волнений». А для снижения интенсивности размыва администрации Обского бассейна внутренних водных путей рекомендовано изучить «возможность устройства отвала грунта в районе размыва берега», на случай если возникнет необходимость в проведении дноуглубительных работ.

 
 
 
 
«По оценкам экспертов, стоимость укрепления берега в районе пристани Ягодной, в том числе смещение судового хода и строительство струенаправляющей дамбы, обойдётся в 350–450 млн рублей. Выполнение работ возможно только при сносе садовых участков, подверженных негативному воздействию вод. Выполнение берегоукрепительных работ на данном участке реки экономически нецелесообразно», — заключил министр.

Садоводам рекомендовано самостоятельно укреплять берег реки. Как дальше будут развиваться события, неизвестно, равно как и то, переживут ли садовые товарищества весеннее половодье 2023 года и увидят ли люди свои дома.

Ранее портал Om1.ru неоднократно освещал эту проблему. Почти каждый год садоводы закупают бутовый камень и укрепляют им обрушающийся берег. На эту тему редакция портала Om1.ru снимала фильм «На грани катастрофы».

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter