Главное — общение
По словам педагога-психолога Ольги Сень, подростки ходят в школу не для того, чтобы учиться. На первом месте у них — общение. В их мировоззрении главное — формирование социальных контактов. В общеобразовательном учреждении они получают навыки коммуникации со сверстниками, находят своё место в иерархии класса. Эти моменты, считает специалист, стоит учесть перед окончанием длинных летних каникул.
В частности, родители могут напомнить детям, что начало нового учебного года — это возможность посмотреть на других и показать им себя. Сень полагает, что стоит обратить внимание подростка на то, как он вырос и изменился за лето. Пусть посмотрит, как изменились его одноклассники и одноклассницы.
Психолог советует матерям и отцам продумать совместный досуг с ребёнком на ближайшее время. Например, решить, что каждый месяц вы будете ходить вместе в кино или куда-то выезжать. Это может дать школьнику дополнительную мотивацию. Специалист отмечает, что подростку важно предлагать такие развлечения, которые ему действительно интересны.
Также, по мнению Ольги Сень, важно рассказать подростку о своём опыте школьной жизни.
«Это должно быть нормой общения в семье. Расскажите, любили ли вы ходить в школу, какими были ваши друзья и учителя, какие интересные события случались, причём не только позитивные, но и негативные. Поделитесь, что вам нравилось и не нравилось в школе. А потом спросите, что нравится и что не нравится ребёнку. Важно рассказать о собственных ощущениях, о том, как вы себя чувствовали в тот период жизни», — говорит эксперт ЧС-ИНФО.
Психолог добавила, что в раннем подростковом возрасте можно также совместно с несовершеннолетним пролистать и рассмотреть новые учебники. Вспомнить, какие из тем, запланированных на этот год, вам пригодились, а какие нет, какие запомнились или понравились, когда вы учились в школе.
Нагрузка — в меру
Специалист приводит важную «формулу» для начала учебного года: две части отдыха — одна часть нагрузки.
«Не стоит сразу загружать ребёнка большим количеством кружков и дополнительных занятий. Лучше вводить их постепенно и отслеживать, насколько тяжело они даются. Ведь даже взрослым сложно после отпуска сразу включиться в рабочий процесс, а тем более ребёнку. Важно, чтобы дополнительная нагрузка была не только адекватной по объёму, но и действительно интересной ребёнку по содержанию».
При этом новые кружки можно также использовать как дополнительную мотивацию к началу учебного года.
По словам Ольги Сень, можно разработать свою систему поощрения и добавить мотивации. Например, в девятом классе можно напомнить, что пришло время подумать о будущем, решить, оставаться ли в школе или идти учиться куда-то ещё, готовиться к экзаменам, обозначить планы на дальнейшую жизнь. Можно вместе простроить чёткий план и записать его, говорит эксперт.
Можно придумать и другие способы мотивации. Например, пообещать к концу второй четверти купить новый телефон. Но такое обещание обязательно надо выполнить!
Антураж
По своему опыту Ольга Сень отмечает, что для многих подростков большое значение имеют внешний вид и новые школьные атрибуты. Их важно выбирать совместно с ребёнком.
По мнению специалиста, подростку сложно жить в рамках школьной формы. И хотя система требует соблюдения правил, всегда можно найти возможность немного отклониться от них и раздвинуть границы. Во многих учебных заведениях дают свободу в выборе деталей одежды. А если форма очень строгая, то можно подобрать интересные аксессуары.
Ольга Сень добавляет, что с подростком нужно общаться на уровне «взрослый — взрослый». Тогда он будет вам доверять и верить в себя. Это всё в совокупности даст более позитивный настрой на возвращение в школу.