om1.ru
Уничтожить порно и изменить экономику: новосибирская фем-активистка рассказала, как спасти женщин Почему в России женщина подвергается угнетению и можно ли это изменить? Как порноиндустрия разрушает человеческую сексуальность и как легально продают человеческие тела? На эти и другие вопросы ответила новосибирская фем-активистка Мария Череда корреспонденту портала Om1.ru.

Уничтожить порно и изменить экономику: новосибирская фем-активистка рассказала, как спасти женщин

Почему в России женщина подвергается угнетению и можно ли это изменить? Как порноиндустрия разрушает человеческую сексуальность и как легально продают человеческие тела? На эти и другие вопросы ответила новосибирская фем-активистка Мария Череда корреспонденту портала Om1.ru.

Кто такая феминистка в России?

 — Это очень много разных людей, не похожих между собой и, порой, несогласных друг с другом. Их объединяет понимание угнетённого положения женщины и желание — это изменить. Здорово, что разговор о феминизме в России вышел из подполья. Тема становится популярной в медиа. Это радует. И всё-таки для многих феминистка — это всё ещё «соломенное чучело».

Можно выделить три основных течения в этом движении: радикальный, либеральный и марксистский. Я участница Российского социалистического движения и мне, конечно, ближе последнее. Оно подразумевает, что дискриминация женщин неразрывно связана с угнетённым положением рабочих.

Для социализма важны термины базис (экономические отношения) и надстройка (идеология, которая их объясняет).

 
Базис для дискриминации женщины — репродуктивный труд. Она единственная, кто может выносить ребёнка. Это тяжёлая работа, которая не заканчивается в момент родов. Зачастую забота, воспитание, кормление лежит полностью на матери. При этом дамы в современной России включены в трудовую жизнь фактически наравне. Почти все они работают.

Советский Союз не стал успешным социалистическим проектом, но там эту проблему пытались решить. Создали детские сады, общественные столовые. Часть работы перешла на квалифицированный персонал.

Надстройкой в вопросах дискриминации становятся как раз стереотипы: женщина мягкая, ласковая, что идеально для материнства, но иррациональная и слабая, поэтому хуже мужчины подходит для общественной жизни.

Традиционно женщина считается слабее. При этом, по мнению общества, только она может вынести тяжёлый труд. Как решается это противоречие?

 — Здесь всё прозрачно. Внушают, что это особая женская сила. Она отличается от физической или духовной. Способность организма, которая не зависит от человека.

Здесь появляется надстройка угнетения. Женщине внушают, что она категорически отличается от мужчины: более эмоциональна, во многом слабее и лучше всех подходит для создания и воспитания новых людей. Это якобы неизменно, существовало всегда.

Как это изменить?

 — Идеально, когда репродуктивный труд распределён. Женщина рожает, это неизбежно. Но когда ребёнок покидает её тело, заботиться о нём, воспитывать могут многие — не только мать, но и отец, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, и квалифицированные люди.

Но воспитывать малышей продолжат по-старому…

 — Я так не считают. Как писал историк Эрик Хобсбаум, люди легко изобретают традицию. Часто то, что, как нам кажется, существовало всегда, придумали недавно. Когда радикально изменятся условия жизни, отношение к репродуктивному труду неизбежно станет другим.

А в современной России что-то меняется?

 — Да. Стало больше увлечённых отцов. Не во всех семьях мать выступает основным родителем, когда мужчина видит ребёнка только на выходных.

 
Отцы начинают заниматься воспитанием, кормить, менять подгузники. Партнёры становятся равными.

Небольшие шаги приводят к тому, что репродуктивный труд распределяется более справедливо. Жена и муж работают, она не обязана приходить домой на «вторую смену». Люди делят обязанности.

Выплаты государства помогают женщинам при рождении детей?

 — На мой взгляд — должны. Но сейчас ситуация сложилась, по моему мнению, лицемерная. На словах в России мать — святая, на голову выше остальных. Но проактивных выплат практически нет. Родительница должна пройти многие инстанции, обивать пороги, чтобы получить деньги.

 
Кто не готов, ищет средства на малыша сам. При этом бесплатных образования и качественной медицины нет. Инфраструктуры для комфортного воспитания — тоже.

А если женщина вынуждена воспитывать ребёнка одна, то почти неизбежно оказывается на грани нищеты.

Что вы думаете по поводу декриминализации домашнего насилия в России?

 — У нас в стране до сих пор больше власти у тех, кто сильнее. Чаще всего это мужчина. Женщина, особенно с ребёнком, порой экономически зависима от партнёра. Происходит дисбаланс.

 
Бывают и другие случаи: жена издевается над мужем-инвалидом или пожилым человеком, ребёнок над матерью и наоборот.

В каждой ситуации, где есть насилие, оно повторяется до тех пор, пока не найдётся противовес. Закон о домашнем насилии нужен, чтобы вернуть на место того, кто потерял берега, остановить агрессора.

Почему статистически мужчины чаще прибегают к насилию?

 — Этому способствует воспитание. Я не думаю, что мальчики от природы более жестокие. И мужчины, и женщины сложные, способные к эмпатии. Обстоятельства таковы, что с детства мальчиков учат подавлять эмоции, «не плакать». При этом часто поощряют решение конфликтов через силу. Забота, смирение — традиционно женские качества.

Как вы относитесь к суррогатному материнству?

 — Для меня любая продажа человеческого тела — табу. Родить для кого-то — не ужасно. Иногда в вопросе воспроизведения потомства бесплодным помогают сёстры, матери, подруги. Это нормально.

Но когда дело касается денег, многие соглашаются от безысходности. Чаще всего услугами суррогатной матери пользуются пары из Европы и Северной Америки. Покупают они индианок, украинок, россиянок. Девушкам дают такие деньги, которые они никогда не заработают. Между вариантами «плохо» и «ещё хуже» выберешь первый.

А проституция?

 — Это тоже покупка человека. Значительная часть работниц — втянутые с детства, обманом или оказавшиеся в безвыходном положении. Меньшая часть идёт по собственному желанию, получить новый опыт. Стоит ли оставлять опасную индустрию ради пары человек?

 
Считаю, что проституированный человек не должен нести за это ответственность, подвергаться преследованию, гонению. Наказать нужно покупателя.

Секс — не абсолютная необходимость, а удовлетворить потребности можно с помощью мастурбации или поиска того, кто добровольно захочет интима с человеком.

Порнография тоже способ использовать человеческое тело?

 — Смотря что под этим подразумевать. Сам по себе порнографический контент-продукт, цель которого вызвать сексуальное возбуждение. Это продолжение человеческой сексуальности.

Люди делятся фантазиями с другими, чтобы вместе пережить эротический опыт.

 
Но я против порноиндустрии, в которую вкладывают огромные деньги. Здесь можно вспомнить скандал, связанный с популярными сайтами, которым пришлось удалять ролики, потому что там участвовали несовершеннолетние и те, кто не давал согласия.

Съёмки в порно ломают как мужчин, так и женщин. Люди принимают наркотики, постоянно выпивают алкоголь, чтобы хоть как-то притупить ощущения.

К тому же откровенные ролики не развивают человеческую сексуальность, а притупляют её, навязывая определённые тренды. Каждый раз придумывают всё более опасные фетиши, чтобы продать нечто новое.

По моему мнению, человек должен развивать сексуальность с помощью фантазий и партнёра. Новый опыт можно получать через фото, картины или ролики тех, кто готов поделиться с другими эротическим опытом. Но не на коммерческой основе.

Напомним, в марте бывшая невестка экс-губернатора Новосибирской области Василия Юрченко Елена Нероденко создала организационный комитет будущей либерально-феминистской партии.

Подпишитесь на нас «ВКонтакте» и получайте новости первыми.

Фото: Мария Череда
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter