om1.ru
С ума сойти можно: новосибирские бизнесмены проигрывают в борьбе за эстетику В Новосибирске грядут два знаменательных спортивных события — чемпионат по волейболу и Молодежный чемпионат мира по хоккею. Городские власти задумали привести остановки общественного транспорта к единому знаменателю. Вместо уже привычных в городе остановочных павильонов должны появиться умные, отвечающие требованиям XXI века. Предприниматели, ведущие свою деятельность в сфере остановочного бизнеса, рискуют остаться ни с чем.

С ума сойти можно: новосибирские бизнесмены проигрывают в борьбе за эстетику

В Новосибирске грядут два знаменательных спортивных события — чемпионат по волейболу и Молодежный чемпионат мира по хоккею. Городские власти задумали привести остановки общественного транспорта к единому знаменателю. Вместо уже привычных в городе остановочных павильонов должны появиться умные, отвечающие требованиям XXI века. Предприниматели, ведущие свою деятельность в сфере остановочного бизнеса, рискуют остаться ни с чем.
29 ноября 2019, 06:30
эксклюзив

Вытурят «по-умному»

В начале ноября управление потребительского рынка мэрии провело совещание по умным остановкам и подготовке соответствующего концессионного соглашения. В городе планируется установить 200 таких остановок, 159 их них расположат на гостевых маршрутах.

Подобных остановок предусмотрено два типа — Smart light (без торгового модуля) и Smart comfort (базовая модель с интерактивным модулем и крытым павильоном). Последних в городе планируется установить 106 штук.

«Умная» остановка на ЦУМе

Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии умную остановку трактует исключительно как остановочный пункт, состоящий из павильона, информационно-телекоммуникационного блока, интерактивной панели движения транспорта, разъемов для зарядки мобильных устройств, бесплатного Wi-Fi, тревожной кнопки и системы видеонаблюдения. За счет умных остановок в городе планируется повысить качество услуг по обеспечению комфортного и безопасного нахождения жителей и гостей города на остановочных пунктах в период ожидания общественного транспорта. А также привести остановки к единому архитектурному облику.

Умных остановок в нашем городе сегодня от силы три: на остановках «Дом Ленина» (напротив камерного зала филармонии), «ЦУМ» (в сторону площади Ленина) и «Башня» на левом берегу. Первые две назвать умными пока можно с большим трудом. По той простой причине, что ни бесплатного Wi-Fi, ни возможности зарядить телефон, ни работающей интерактивной панели… Словом, ничего этого пока нет. Зато есть разработанное техническое задание для проекта и посчитан эффект от его реализации.

Wi-Fi нет. И зарядки тоже

В департаменте заявляют, что киоски, расположенные на остановках, где планируется поставить умные павильоны, останутся на своих местах до конца сроков аренды земельных участков. Затем бизнесмены должны будут сами их убрать. Либо киоски снесут. При этом, как отметил начальник управления потребительского рынка Виталий Витухин, у муниципалитета нет планов уменьшить число торговых мест в городе, но есть задача эту торговлю упорядочить.

Пчелы против меда

А по-умному ли реализуется проект умных остановок? С одной стороны, мэрия хочет привести архитектурный облик остановочных пунктов к единому знаменателю, с другой — упорядочить торговлю. Малый бизнес при этом остается как бы в стороне. Про него в погоне за эстетикой попросту забыли. Ведь когда у бизнесменов-остановочников подойдут к концу сроки договоров аренды, продлевать их никто не будет.

Игорь Салов, председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Совета депутатов города Новосибирска:

 — В начале нулевых в городе было нужно менять остановочные павильоны. Малый бизнес — модная тема, и мэрия бросила предпринимателям клич, так как денег в бюджете на это не было. Тогда еще не опытные, доморощенные бизнесмены согласились за свой счет заменить остановки, при условии что с павильоном будет совмещен торговый блок. Предпринимателю вменялось платить аренду в бюджет города и содержать этот остановочный павильон. Экономия бюджета налицо. Время шло, все было замечательно, и вот теперь меняются тренды и грядут два спортивных события. И как-то так получилось, что сейчас эти люди никому не нужны.

По словам Салова, предпринимателям, которые долгие годы платили за аренду земли, взамен не предлагают ничего:

 — По крайней мере, на собраниях, совещаниях, форумах, которые мы организовывали, я ответов на эти вопросы не услышал. К сожалению, в отношениях власти и предпринимателей подобное становится «доброй» традицией. Будем пытаться гармонизировать отношения и все-таки искать более дифференцированный подход. Пусть будет один концессионер, но пусть в каком-то проценте останутся и предприниматели, которые смогут отвечать новым требованиям, менять их уже никто не будет. Существуют типовые проекты этих остановок, техническая начинка… Но это надо предложить предпринимателям! Может, кто-то из них пожелает работать в новой системе с единым оператором.

«Умная» остановка у Дома Ленина

Жители Новосибирска, считает депутат, от умных остановок только выиграют. Только отчего-то городские власти не думали об этом раньше. А спохватились накануне предстоящих международных спортивных событий.

Вишенка на торте или чужеродный орган?

Умные остановки позволяют сделать пассажирские перевозки более цивилизованными. В Новосибирске пока до этого далеко. Если дорожные службы чистят проезжую часть, то очень часто у обочины остается горка снега, через которую люди вынуждены перепрыгивать. На тротуарах, как правило, ледяной наст, а под ним — скользкая плитка.

Александр Стефанов, координатор проекта «Дорожная инспекция» ОНФ в Новосибирской области:

 — Все это (умные остановки, прим. Om1.ru) должно быть вишенкой на торте в уже сложившейся и эффективно работающей системе общественного транспорта. В противном случае, вишенка будет смотреться чужеродным органом. Идея сама по себе неплохая, но начинать следовало не с этого.

Общественный транспорт, считает Стефанов, должен быть основным способом перемещения. Таким, чтобы люди отказывались от личных авто и шли на автобус, троллейбус или трамвай. У нас же получается наоборот. К тому же утром, вечером, а иногда и днем город сковывают пробки. О каком удобстве речь?

 — Время сейчас очень дорого, особенно рабочее. Человек должен прийти на остановку и в приемлемый отрезок времени — три-пять минут — уехать в нужном направлении. А концессионное соглашение нужно смотреть внимательно — не исключено, что в нем скрыты подводные камни, — считает Стефанов.

Пока же примеры умных остановок в Новосибирске неудачны и дискредитируют саму идею — она, мягко выражаясь, прихрамывает. И идет вразрез с поддержкой добросовестных предпринимателей.

Алексей Ротарь

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter