«Старые нарушения на новых объектах» — так назвала отчёт КСП по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры в 2020 году и за текущий период 2021 года председатель Контрольно-счетной палаты области Елена Гончарова. Это полностью подтвердил доклад аудитора Валерия Алёхина.
Из 12 730,6 км автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности, 59,6%, или 7 591,12 км не отвечают нормативным требованиям. Из 14 747,5 км автомобильных дорог местного значения не отвечают нормативным требованиям 6 699,5 км, или 45,4%. Не соответствуют нормативным требованиям 54 моста из 274, или 19,7%.
По информации аудитора, на реализацию мероприятий госпрограммы «Развитие автомобильных дорог» в 2020 году направлены ассигнования в размере 21 млрд 536 млн руб. (96,5% к плану), за девять месяцев 2021 года — 17 млрд 740 млн руб. (85,4% к плану).
Всего в 2020 году проведены работы на 47 объектах государственной собственности и 52-х объектах муниципальной собственности, введены в эксплуатацию после строительства и реконструкции 18,1 км, капитального ремонта — 1,2 км и ремонта — 112,3 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; выполнен капитальный ремонт и ремонт 46,1 км автомобильных дорог местного значения.
Среди недостатков Валерий Алёхин назвал нарушение сроков дорожных работ, что касается и строительства мостового перехода через Обь в Новосибирске, срок строительства которого продлен на 284 календарных дня — до 17 сентября 2023 года, но может быть удлинён до 6 декабря. Общее выполнение работ по состоянию на 23 ноября 2021 года составило 11,7 млрд руб. (на этот момент техническая готовность объекта в соответствии с принятой отчетностью составила 35,5% при плановом значении на 31.12.2021 не менее 55,0%).
Нарушения и недостатки касаются также сферы закупок, ошибок проектировщиков, ненадлежащего качества входного контроля. Однако особое внимание в отчете КСП было уделено качеству дорожных работ. Так, в 2020 году системой независимого контроля из 321 проверенного объекта выявлены нарушения и недостатки на 136 объектах (42%).
В числе причин такого положения депутаты в очередной раз указали на систему торгов по Федеральному закону № 44.
«Почему на конкурсах руководствуются только одним пунктом — снижением цены? Ведь понятно: кто дает большое снижение, намерен либо не платить налоги, либо окольными, не совсем честными путями, приобрести строительные материалы… Почему не учитываем другие параметры — опыт, качество выполнения работ, претензии и т.д.? Надо давать комплексную оценку!», — возмутился Александр Барсуков.
По мнению депутата, также одна из важнейших причин — низкое качество проектно-сметной документации:
«Проектировщики недорабатывают. Не в полной мере проводят изыскания, исследования по грунтам… Просто подгоняют проект, чтобы прошел экспертизу».
Заместитель председателя комитета Елена Тырина подняла вопрос о системе строительного контроля, привлекаемого заказчиком и подрядчиком:
Коллегу поддержал председатель комитета Майис Мамедов: «Надо вносить изменения в федеральный закон. Пока же нарушитель переоделся в другой пиджак и снова на конкурс, а мы ничего не можем сделать!»
«Все замечания, отраженные КСП, повторяются из года в год. Нужно предложить министерству подготовить комплексный документ с анализом причин, обсудить на комитете и предложить губернатору утвердить своим постановлением для административного контроля высшего уровня», — озвучил свое предложение депутат Владимир Анисимов.
Решение было поддержано единогласно.
По его мнению, позитивные изменения могут быть и в условиях №44-ФЗ и должны начинаться с качественной подготовки технических заданий.
«Техзадание детализирует, что же мы всё-таки хотим. С него начинается подготовка проектно-сметной документации. Затем выходим на торги, это 44-й Федеральный закон… Мы предлагаем министерству — приглашайте этого победителя, посмотрите, что у него есть, кроме ручки. Если нет ничего — вплоть до того, чтобы расторгнуть договор. Это вполне реально, и 44-й федеральный закон это позволяет, не доходя до реальной, практической работы. Думаю, этим должны заниматься правительство и министерство. У нас же федеральные дороги хорошие — потому что делаются по закону. Надо, чтобы такие же требования были к областным и муниципальным объектам», — подчеркнул Майис Мамедов.