om1.ru
Сокрушительный кризис и волна увольнений: готов ли новосибирский бизнес к новому локдауну? Чему бизнес новосибирский научился в ковидный локдаун 2020 года и чего ждать дальше? Об этом и многом другом рассказывает заместитель коммерческого директора компании ЮMoney Дмитрий Кармишин.

Сокрушительный кризис и волна увольнений: готов ли новосибирский бизнес к новому локдауну?

Чему бизнес новосибирский научился в ковидный локдаун 2020 года и чего ждать дальше? Об этом и многом другом рассказывает заместитель коммерческого директора компании ЮMoney Дмитрий Кармишин.

От ковидного локдауна пострадали компании из разных отраслей. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), режим самоизоляции негативно повлиял на бизнес 85% опрошенных предпринимателей. Многим компаниям пришлось переформатироваться, перевести продажи в онлайн, сделать ставку на соцсети, мессенджеры и другие онлайн-площадки.

Все в онлайн

Весенний локдаун прошлого года стал серьёзным испытанием для бизнеса. От режима самоизоляции тогда пострадали в основном небольшие и средние компании. По данным исследования НАФИ, негативное влияние особенно ощутили организации со штатом до 100 человек — его отметили 87% опрошенных. Среди компаний с численностью больше 100 сотрудников об отрицательном эффекте заявили 78% респондентов.

Если до локдауна тренд на онлайн-продажи товаров и услуг только формировался, особенно в регионах, то в 2020 году присутствие в интернете стало обязательным условием существования для многих компаний.

Как рассказал сибирский предприниматель Александр Деев, владелец мануфактуры «Дикая Сибирь», в 2020 году выручка его компании уменьшилась в три раза относительно 2019 года, а команда лишилась в прошлом году половины сотрудников. Чтобы удержаться на плаву, компании пришлось запустить интернет-магазин в кратчайшие сроки — за две недели.

По словам Александра, перевод бизнеса в онлайн произошёл не без жертв — пришлось уволить руководящего сотрудника, который отказался открыть точку выдачи интернет-магазина. Много сил и времени ушло на создание оригинальных фото и текстов для карточек товаров. Ещё пришлось освоить маркетинг розничных продаж и внедрить систему подарков клиентам за каждую покупку.

Чтобы выжить во время локдауна, в онлайн стали переходить даже такие компании, которые изначально были далеки от работы в интернете, — например, из индустрии фитнеса и красоты.

Так, в Новосибирске компании стали предлагать онлайн-тренировки в Instagram* и на YouTube. Как только режим самоизоляции отменили, местные фитнес-клубы World Class и Х-Fit Плаза стали проводить занятия с клиентами на открытом воздухе.

Компаниям, которые раньше не принимали онлайн-оплату, пришлось искать подходящие платежные сервисы. Например, «Дикая Сибирь» выбрала для этого ЮKassa. По словам Александра Деева, его компании особенно помогло то, что на время локдауна сервис снизил до 1% комиссию за приём оплаты.

«Весной 2020 года мы уменьшили комиссию для партнеров ЮKassa, и это привело к росту подключений к сервису даже после отмены режима самоизоляции», — отмечает Дмитрий Кармишин.

 
По словам эксперта ЮKassa, если ещё в 2019 году многие пользователи скептически относились к интернет-покупкам, то из-за прошлогоднего локдауна людям пришлось попробовать онлайн-шопинг — и они оценили его удобство и безопасность. А те, кто и до этого были не против покупок в интернете, теперь стали ещё больше за них, потому что количество торговых онлайн-площадок увеличилось. И компаниям, которые только планируют выйти с продажами в интернет, стоит учитывать этот тренд: для многих людей онлайн-шопинг уже стал привычным делом.

Эффективная удалёнка

Ещё один фактор самоизоляции, позитивно повлиявший на бизнес, — это рост эффективности удаленной работы. Если сначала компании скептически отнеслись к такому формату, то впоследствии многие бизнесмены решили оставить своих сотрудников на удаленке. За время затянувшейся самоизоляции люди научились эффективнее работать дома и управлять своим временем. Кроме того, отпала необходимость каждый день тратить время и силы на дорогу до офиса — это тоже положительно сказалось на рабочей продуктивности сотрудников. К тому же удаленка позволила некоторым компаниям отказаться от аренды офисов, что помогло им оптимизировать расходы.

Бизнес-процессы нужно автоматизировать

 
В 2020 году особенно жизнеспособными оказались компании, которые не только работают в онлайне, но и используют решения для автоматизации внутрикорпоративных процессов — например, онлайн-бухгалтерию, сервисы финансовой аналитики, юридической помощи, курьерской доставки. Сегодня на российском рынке достаточно таких решений: к примеру, бухгалтерию можно поручить сервису «Контур.Эльба», приём онлайн-платежей — ЮKassa, управленческий учет — Финологу, а складской учёт — сервису CloudShop.

За прошедший год российские компании многому научились — стали более гибкими, устойчивыми и технологичными. По крайней мере, те из них, которые стремятся к стабильности и росту. Похоже, до полной отмены самоизоляции ещё далеко — а значит, впереди бизнес ждут новые уроки, которые могут сделать его ещё сильнее.

* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter