От ковидного локдауна пострадали компании из разных отраслей. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), режим самоизоляции негативно повлиял на бизнес 85% опрошенных предпринимателей. Многим компаниям пришлось переформатироваться, перевести продажи в онлайн, сделать ставку на соцсети, мессенджеры и другие онлайн-площадки.
Все в онлайн
Весенний локдаун прошлого года стал серьёзным испытанием для бизнеса. От режима самоизоляции тогда пострадали в основном небольшие и средние компании. По данным исследования НАФИ, негативное влияние особенно ощутили организации со штатом до 100 человек — его отметили 87% опрошенных. Среди компаний с численностью больше 100 сотрудников об отрицательном эффекте заявили 78% респондентов.
Если до локдауна тренд на онлайн-продажи товаров и услуг только формировался, особенно в регионах, то в 2020 году присутствие в интернете стало обязательным условием существования для многих компаний.
Как рассказал сибирский предприниматель Александр Деев, владелец мануфактуры «Дикая Сибирь», в 2020 году выручка его компании уменьшилась в три раза относительно 2019 года, а команда лишилась в прошлом году половины сотрудников. Чтобы удержаться на плаву, компании пришлось запустить интернет-магазин в кратчайшие сроки — за две недели.
По словам Александра, перевод бизнеса в онлайн произошёл не без жертв — пришлось уволить руководящего сотрудника, который отказался открыть точку выдачи интернет-магазина. Много сил и времени ушло на создание оригинальных фото и текстов для карточек товаров. Ещё пришлось освоить маркетинг розничных продаж и внедрить систему подарков клиентам за каждую покупку.
Чтобы выжить во время локдауна, в онлайн стали переходить даже такие компании, которые изначально были далеки от работы в интернете, — например, из индустрии фитнеса и красоты.
Так, в Новосибирске компании стали предлагать онлайн-тренировки в Instagram* и на YouTube. Как только режим самоизоляции отменили, местные фитнес-клубы World Class и Х-Fit Плаза стали проводить занятия с клиентами на открытом воздухе.
Компаниям, которые раньше не принимали онлайн-оплату, пришлось искать подходящие платежные сервисы. Например, «Дикая Сибирь» выбрала для этого ЮKassa. По словам Александра Деева, его компании особенно помогло то, что на время локдауна сервис снизил до 1% комиссию за приём оплаты.
«Весной 2020 года мы уменьшили комиссию для партнеров ЮKassa, и это привело к росту подключений к сервису даже после отмены режима самоизоляции», — отмечает Дмитрий Кармишин.
Эффективная удалёнка
Ещё один фактор самоизоляции, позитивно повлиявший на бизнес, — это рост эффективности удаленной работы. Если сначала компании скептически отнеслись к такому формату, то впоследствии многие бизнесмены решили оставить своих сотрудников на удаленке. За время затянувшейся самоизоляции люди научились эффективнее работать дома и управлять своим временем. Кроме того, отпала необходимость каждый день тратить время и силы на дорогу до офиса — это тоже положительно сказалось на рабочей продуктивности сотрудников. К тому же удаленка позволила некоторым компаниям отказаться от аренды офисов, что помогло им оптимизировать расходы.
Бизнес-процессы нужно автоматизировать
За прошедший год российские компании многому научились — стали более гибкими, устойчивыми и технологичными. По крайней мере, те из них, которые стремятся к стабильности и росту. Похоже, до полной отмены самоизоляции ещё далеко — а значит, впереди бизнес ждут новые уроки, которые могут сделать его ещё сильнее.
* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ