Продажи автомобилей и автопарк сократятся
«Сейчас мы видим, что январские продажи были худшими за пять лет. В марте мы видим влияние нового «чёрного лебедя», которого никто не ждал, из-за чего падение продаж ускорилось до 63%. В апреле уже ожидается падение порядка 80%, и это будет самое сильное падение, даже ниже, чем в момент всеобщего ковидного локдауна», — отметил Александр Груздев, основатель агентства Gruzdev Analyze, международный эксперт автомобильной сферы.
По прогнозам экспертов, продажи новых автомобилей в 2022 году сократятся в два раза.
Как отмечают эксперты, продажи к уровню 1,5–1,6 млн автомобилей ещё не вернутся в течение нескольких лет. Поэтому в первую очередь это ударит по дилерам, а через 2–3 года отразится на автосервисах.
Сейчас уже точно можно сказать, что движущийся парк автомобилей сократится на 1 января 2023 года примерно на 500 тысяч автомобилей.
«Что это означает, чтобы было понимание: на обслуживание 500 тысяч автомобилей требуется порядка 1200–1400 постов, учитывая, что на одной станции в среднем 4 поста, то получается, 350 автосервисов станут лишними на рынке», — считает Александр Груздев.
Следующий ключевой показатель — это рост среднего пробега личных легковых автомобилей россиян. В 2021 году он вырос более чем на тысячу километров и составил 15 637 км (14611 км в 2020 году). По прогнозам экспертов, в 2022 году средний пробег может сократиться примерно от 5 до 10%.
Рост цен и дефицит запчастей
«Стоимость запасных частей выросла уже в среднем на 60–70% по основным группам товаров, а стоимость работ подорожала на 20%. Каким будет в дальнейшем рост цен, пока никто не может предсказать, но то, что он будет, — это бесспорно. Дело здесь не только в курсах валют, дело в выросших в 2,5 раза ценах на сырьё — металл, алюминий, пластик. А также возросшая стоимость логистики. Логистические цепочки стали невероятно сложные, а маршруты увеличились в разы, что серьёзно увеличивает логистические затраты. От азиатских производителей все запчасти идут морем, а стоимость контейнерных перевозок сейчас выросла в 10 раз, а в некоторых случаях и в 30 раз», — отмечает Данил Соловьёв, директор и сооснователь международной сети автосервисов FIT SERVICE.
На дефицитный товар цена будет расти до того момента, пока его будут покупать. Поэтому цена на определённый товар может вырасти и в 2–3 раза, а есть прецеденты роста до пяти раз.
Как считают эксперты, накладывается история с дефицитом, поскольку запчасти от азиатских производителей ещё не успели приехать, от европейских производителей уже не поставляются, соответственно, складские запасы уменьшаются, и на этом фоне у дистрибьюторов растёт цена. Дефицит — это то, что в ближайшие месяцы будет провоцировать хаос с ценами. Рост цен будет продолжаться и ждать, что цена куда-то откатится, бессмысленно, поскольку затраты только растут. И в этом году ситуация не изменится.
По словам Александра Груздева, на сегодняшний день 73% опрошенных автосервисов заявляют о проблемах с наличием оригинальных деталей двигателя, 12 автомобильных марок просто нет в наличии и большинство опрошенных не ожидают улучшения в поставках этих запчастей.
По мнению дистрибьюторов, уже три бренда полностью прекратили свои поставки в Россию, а 31 бренд запчастей, расходников и масел приостановил свою деятельность. При этом около 30 азиатских брендов пока не прекращали свои поставки в Россию.