Причины
Новосибирск попал в «красную зону» страховых компаний, потому что на протяжении последних нескольких лет в городе выросло число ДТП, которые страховщики считают подозрительными, заявил председатель Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков (СМАС) Василий Зуев. Возросло и количество выплат за ущерб, что сказалось на прибыльности компаний. Чтобы оставаться на плаву, они вынуждены использовать высокий порог тарифной ставки по ОСАГО, чтобы выйти из зоны убыточности.
«О причинах подобного говорить сложно, это многогранная проблема. Менталитет и работа силовых структур, которые не хотят или отказываются заниматься случаями, связанными с автомошенничеством. Неточности и лазейки в законах, даже погода. Есть и другие причины, не столь явные, но всё в совокупности породило такую категорию людей, которые зарабатывают не совсем честными способами и пытаются извлечь выгоду. Страховщики больше тратят, чем получают, и поднимают ценник. Всё взаимосвязано», — считает Василий Зуев.
«Как причину можно выделить большую протяжённость уличной дорожной сети, около трёх тысяч километров по официальным данным. В городе можно легко затеряться и уйти от внимания страховщиков, в отличие от менее крупных региональных центров. Играет роль и попустительство органов правопорядка, которые не хотят заниматься такими делами», — уточнил эксперт.
Виды автоподстав
Эксперты рассказали об основных способах мошенничества, которые применяют злоумышленники:
1) Самые частые случаи — ДТП с участием двух машин. Одна из элитного сегмента авторынка, а вторая — относительно недорогая, возможно, отечественного производителя. В каких-то случаях приезжают свои «аварийные» комиссары, фиксируют повреждения и подают документы в страховые компании.
2) Афера с «редкими» автомобилями. В этой схеме используют машину с внутренних рынков других стран, например, Японии или США, на которую проблематично или невозможно достать запчасти в России. После аварии страховщики сталкиваются с ситуацией, когда приходится считать стоимость замены повреждённой детали автомобиля по цене, которая установлена на внутреннем рынке страны-производителя. В пересчёте на российскую валюту цена может оказаться завышенной из-за разницы курсов.
3) Инсценировка наезда. По словам экспертов, в Новосибирске такие случаи редки.
«Выбирают авто, которое движется с небольшой скоростью, а после якобы врезаются в него. Далее следуют требования выплатить компенсацию. Но если у водителя есть регистратор, то он может спокойно доказать свою невиновность», — сообщил Василий Зуев.
Как повлияют изменения в ОСАГО на ситуацию?
Оба эксперта сошлись во мнениях, что изменения, которые ЦБ планирует дальше вводить в систему автострахования страны, могут негативно сказаться на ситуации с мошенничеством в этой сфере.
«Несколько лет назад Верховный Суд России постановил, что нельзя обновлять автомобиль за счёт возмещения от страховых компаний. То есть старая машина попадает в ДТП, и по общему её состоянию логично было бы заменить повреждённые и изношенные запчасти, а для фирм это очень дорого. Поэтому при осмотре чаще оценивали повреждения как «подлежащие восстановлению», а следовательно, размер выплаты менялся в меньшую сторону. Если нововведение примут, это, с одной стороны, защитит граждан от незапланированных трат на ремонт. А с другой стороны, может спровоцировать новые случаи махинаций, когда недобросовестные граждане используют лазейки и начнут зарабатывать на этом», — считает руководитель регионального представительства ФАР Ашурков.
Председатель СМАС Зуев согласился, что изменения негативно скажутся на системе автострахования и повысят финансовую нагрузку на компании, которым придётся рассчитывать тарифную ставку по самому верху коридора, чтобы не терпеть убытков. И на простых автомобилистах, которым придётся из своего кармана компенсировать потери фирм.
Как бороться?
Доказывать страховое мошенничество сложно — аферисты тщательно готовятся, привлекают сообщников в качестве мнимых свидетелей, записывают видео с ДТП. Формально правил дорожного движения не нарушают, но по факту совершают уголовно наказуемое преступление. По мнению экспертов, важно сделать работу злоумышленников некомфортной и решать проблемы при поддержке органов правопорядка.
«На момент 2022 года в регионах нет никакой профилактики подобных инцидентов ни среди служб безопасности страховщиков, ни среди правоохранителей. Я считаю, стоит создать рабочую группу, которая будет координировать работу компаний и правоохранителей и проведёт просвещение среди водителей всех категорий и с любым стажем. У страховщиков есть много собранных материалов, которые они готовы и могут предоставить и с которыми можно работать. К сожалению, на федеральном уровне таких идей пока не выдвигали», — подытожил Зуев.
Оба эксперта сошлись во мнении о том, что необходимо давать разъяснения для общественности и для силовых структур через СМИ. По их мнению, поэтапный и системный подход позволит улучшить ситуацию и снизить количество случаев мошенничества.
Ранее новосибирские эксперты рассказали, как изменения ОСАГО отразятся на новосибирских водителях.
Читайте нас «ВКонтакте»!
Facebook, Вячеслав Ашурков .