Застрявший в прошлом
Начинали за здравие, а закончили за упокой. Именно так можно охарактеризовать развитие общественного пассажирского транспорта Новосибирска. В 2006 году у горожан впервые появилась возможность безналичной оплаты проезда. Тогда речь шла об использовании студенческих, школьных, социальных и единых транспортных карт.
Только в 2017 году до Новосибирска дошли блага цивилизации. В мегаполисе обзавелись новыми терминалами, которые могли принимать оплату по банковским картам. Конкретно речь идёт о муниципальном транспорте. Власти говорили о постепенном переходе коммерческих перевозчиков на новую систему оплаты. Тогда это не было обязательным, а потому большинство не торопились.
Ещё в 2016 году предприниматели поняли, что перехода на кассовые аппараты не избежать. Исключением не станут и те, кто занимается пассажирскими перевозками. Именно тогда, 3 июля, началась кассовая реформа. Российские власти пытались вывести частный бизнес из тени. Они поэтапно обязывали организации и индивидуальных предпринимателей переходить на кассы, способные передавать данные в режиме онлайн. Очередь до пассажирских перевозок дошла лишь в июле 2019-го. Случались и исключения. Если у перевозчика не было сотрудников, ему давали отсрочку на два года. Остальным подарили мораторий на штрафы сроком на один год.
И что сегодня?
На дворе 2021 год — значит, мораторий давно прошёл. А до окончания отсрочки чуть больше месяца — она действует до 1 июля. В Новосибирске всё так же, как в 2006–2017 годах, можно наткнуться на автобус или маршрутку, где банковскую карту либо не принимают из-за отсутствия тех самых терминалов, либо ещё проще — не хотят рассчитывать по банковской карте.
В первом случае вопросы возникают исключительно к перевозчику, который не обеспечил транспорт и сотрудников необходимым оборудованием. Такое нарушение, согласно федеральному закону о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов, карается штрафами.
— работа на не соответствующей закону технике и за непредоставление данных в налоговую или подачу их с опозданием — от 1500 до 3000 рублей;
— невыдача чека (бумажного или электронного) по требованию — 2000 рублей;
— неприменение кассы — 25% — 50% расчета, но не менее 10 000 рублей.
Для ООО:
— работа на не соответствующей закону технике и за непредоставление данных в налоговую или подачу их с опозданием — от 5000 до 10 000 рублей;
— невыдача чека (бумажного или электронного) по требованию — 10 000 рублей;
— неприменение ККТ — 75–100% полученных без кассы денег (не менее 30 тысяч рублей).
Когда дело доходит до того, что кондуктор отказывает в безналичном расчёте, даже имея при себе необходимую технику, стоит говорить не только о перевозчике, но и его сотрудниках. Часто они специально делают так, чтобы заставить пассажира оплатить проезд наличными. И не важно, что он стоит 25 рублей, а при себе есть только 15. Некоторые возьмут и их. Вероятно, наличка нужна, чтобы потом положить её в карман. В буквальном смысле обобрав фирму.
Нельзя снимать вину с перевозчика. Действия кондукторов по-человечески понять можно. Часто их официальная зарплата не превышает 20 тысяч рублей. Тут, как говорится, палка о двух концах. На одной стороне кондуктор и водитель с низкими зарплатами. На другой — пассажир, которому приходится ждать другой автобус, где он наконец-то сможет расплатиться банковской картой.
Что же об этом думают власти Новосибирска?
Редакция Om1.ru направила запрос в департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса. Там сообщили, что знают о проблеме.
«Предприятия с годовым оборотом свыше 30 млн рублей обязаны обеспечить приём оплаты с использованием национальных платёжных инструментов в рамках национальной системы платёжных карт», — сообщили в департаменте.
Это значит, при входе в автобус, троллейбус или маршрутку как минимум кондуктор должен принять карту «Мир». После оплаты не забудьте взять чек.
Как быть?
Несмотря на все существующие законы, которые должны регулировать перевозчиков, добиться, чтобы вас рассчитали по банковской карте, кажется невозможным. Некоторые кондукторы не задаются вопросами прав и обязанностей. Если пригрозить законом его начальству, то это сочтут за блеф.
«Здесь нет начальства! Тут только я, водитель и этот автобус. Плати или выходи!» — ответил корреспонденту Om1.ru один из кондукторов автобуса маршрута № 28.
В данном случае молодой человек решил схитрить. Как положено, поднёс терминал к карте, но оплата якобы не прошла. Не было даже звукового оповещения об отказе. Он решил выпроводить пассажира из салона. Однако один телефонный звонок внезапно заставил терминал работать.
«Не нужно раздувать из мухи слона», — угрюмо сказал кондуктор, после беседы с начальством.
Подобных случаев в Новосибирске сотни. В адрес мэрии с начала текущего года поступило 39 письменных и 123 устных обращения по вопросу отказа в принятии безналичного расчёта.
Не стоит думать, что такие цифры — мелочь для города-миллионника. Написать письмо — тоже требует некоторых усилий. Чаще люди предпочитают оставить всё как есть. Получается как в поговорке: мыши кололись, но продолжали есть кактус.
Подписывайтесь на наш аккаунт в Instagram*.
* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ