om1.ru
Зло для пешеходов: почему новосибирцы объявили войну самокатам-убийцам? Перебитые руки, синяки на теле, порванная или испачканная одежда. Таков итог появления в Новосибирске сервисов по прокату электросамокатов. Арендаторы транспортных средств несутся по тротуарам с бешеной скоростью, сбивают пешеходов и продолжают путь, не задумываясь о последствиях. Жертвы получают травмы и не знают, куда жаловаться и где искать справедливости. На улицах города появилось очередное зло для пеших граждан? В этом разбирался корреспондент Om1.ru.

Зло для пешеходов: почему новосибирцы объявили войну самокатам-убийцам?

Перебитые руки, синяки на теле, порванная или испачканная одежда. Таков итог появления в Новосибирске сервисов по прокату электросамокатов. Арендаторы транспортных средств несутся по тротуарам с бешеной скоростью, сбивают пешеходов и продолжают путь, не задумываясь о последствиях. Жертвы получают травмы и не знают, куда жаловаться и где искать справедливости. На улицах города появилось очередное зло для пеших граждан? В этом разбирался корреспондент Om1.ru.

До первого случая

О проблеме с ездой на электросамокатах новосибирцы заявляли давно. Первый случай наезда на пешехода произошёл в Академгородке в конце августа 2020 года. Тогда в спину пожилой женщины с коляской, в которой спал ребёнок, на прокатном самокате врезалась девушка. Итог: у пострадавшей до крови разбит локоть и появились боли в спине.

В апреле 2021 года о проблеме с электросамокатами заявил мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Пока законодательство РФ никак не регламентирует их использование, отметил градоначальник.

«Как правило, молодые люди катаются с большой скоростью в 30 и даже 40 километров в час. Едут по тротуару, там, где пешеходы. Думаю, что до первого несчастного случая», — выразил опасения глава Новосибирска.

 
Буквально через несколько дней в Новосибирске произошёл первый после заявления мэра инцидент. В парке имени Кирова парень на электросамокате сбил женщину. Об этом пострадавшая написала в социальных сетях. Она повредила руку и ушибла колено. Молодой человек уехал, а женщина в испачканной одежде пошла дальше в слезах.

В посте пострадавшая задала вопрос: почему в Новосибирске нет ограничителей скорости для этих транспортных средств? Она обратилась в травмпункт и отметила, что не представляет, как быть дальше: самокатчика она не знает и фирму-владельца транспортного средства тоже. Не может найти ни телефона, ни сайта.

7 мая девушка на электросамокате сбила женщину перед пешеходным переходом на улице Мичурина. На этот раз обошлось без травм. Обе участницы конфликта поднялись с асфальта и разошлись.

Внезапно свалились на голову

О необходимости принятия правовых решений по электросамокатам в конце августа 2020 года заявила депутат горсовета Наталья Пинус после инцидента в Академгородке.

Наталья Пинус:

«В начале 2020 года эти средства индивидуальной мобильности включены в список участников дорожного движения. На федеральном уровне ведётся работа по формированию нормативной базы. Как эти участники могут передвигаться? С какой максимальной скоростью? Где? На каком участке: пешеходном пространстве или дорогах? Есть ли ограничения по возрасту? Можно или нельзя ездить в пьяном виде? Какова ответственность за несоблюдение правил? Всё будет чётко сформулировано. Сейчас этих нормативов не существует. И правил для участников движения на самокатах нет».

Именно поэтому в городе часто происходят разного рода инциденты, уверена депутат. На самокатах и моноколёсах ездят по тротуарам, пешеходы получают травмы. Автомобилисты жалуются, что самокатчики «бесшабашно мчат» и могут спровоцировать аварию.

«Вопрос серьёзный, он возник в этом году. Я очень надеюсь, что нормативная база появится к следующему сезону. Это свалилось на нашу голову внезапно. В прошлом году случаи пользования самокатами и моноколёсами были единичными. Сегодня люди пользуются ими, ездят на работу», — добавила Пинус.

Общество разделилось на два лагеря, отметила народный избранник. Одни считают, что это важно и нужно и просят оставить самокатчиков в покое, указывая, что это экологически чистый вид транспорта. Другие выступают против этих средств передвижения.

Правовой нигилизм

В необходимости законодательного регулирования использования электросамокатов уверен и координатор проекта ОНФ «Дорожная инспекция» Александр Стефанов. Пользователей необходимо обучать, уверен он. Самокат, как и автомобиль, — средство повышенной опасности и не равняет пользователя с пешеходами. Но формально их использование находится за пределами правового поля.

Александр Стефанов:

«Это один из вопросов регулирования. Если это (пользователи самокатов, — прим. Om1.ru) не пешеходы, то должны быть соответствующие правила движения — по дорогам общего пользования либо по тротуарам. И они должны им следовать: с какой скоростью, где и как можно двигаться. Если этого нет, возникают соответствующие проблемы, и претензии потом предъявлять даже в судебном порядке нельзя, потому что этот вопрос не отрегулирован».

Законодательство отстаёт от современных форм передвижения, уверен эксперт. Его нужно адаптировать под реалии. Но есть и другая проблема — не должно получиться так, что стандарты приняты, а реализовать их невозможно:

«На дорогах мы часто такое видим. Например, когда принимаются требования к безопасности организации дорожного движения, техническому состоянию. Стандарты нарушаются в массовом порядке, и владельцы дорог в принципе не способны и не готовы их обеспечить. Это одна из проблем нормативной базы и, по сути, формирует правовой нигилизм. Контролирующие органы и владельцы культивируют у себя такое мировоззрение, что «есть требование или закон, но исполнить его не можем ни в этом, ни в следующем году».

Собеседник Om1.ru считает, что необходимо формировать культуру пользования средствами передвижения и соблюдения правил и законов начиная с детского сада. Чтобы прививать мировоззренческие вещи и нетерпимость к нарушениям.

 
 
 
Воз и ныне там

Андрей Каличенко, депутат Госдумы, член комитета по транспорту и строительству:

«Я не видел соответствующего законопроекта. Года два назад проблема активно обсуждалась в комитете. В Москве она уже несколько лет. Если в Новосибирске в основном коммерческое использование электросамокатов, то жители столицы покупали эти средства передвижения.

Вопрос регулирования несколько тупиковый: куда их девать? Мы вроде за развитие электротранспорта, велоспорта, но вот как его развивать? Нужно или дополнительные дороги строить, или выделять дополнительные места. К примеру, есть выделенные полосы для общественного транспорта. В Новосибирске в том числе. Но если отправлять их на дорогу, мы с большой долей вероятности получим случаи, когда пользователи будут попадать под колеса. То, что их нужно упорядочивать, в этом нет вопросов. Я считаю, что в нашем законодательстве перекос. Я сам хожу по городу и вижу проносящиеся мимо самокаты. Универсального решения пока нет, и я с удовольствием выслушал бы предложения на этот счёт».

Не запрещать, а развивать

Сервисы проката электросамокатов «взбаламутили воду» не только в Новосибирске, но и ещё в нескольких крупных городах России, отмечает инициатор движения «Привет, велосипед» Алексей Куницин. Пользователи конфликтуют с другими участниками движения. Кого-то смущают стихийные стоянки электросамокатов. Поднимается вопрос о неготовности города к такому транспорту: ямы, пыль, грязь, нет инфраструктуры.

Алексей Куницин:

«Пользователи самокатов приравнены в правах и обязанностях к пешеходам. Хотя масса и скорость некоторых моделей самокатов позволяют сравнивать их с мопедами. Все прокатные самокаты именно такие. И даже поправки в ПДД, которые «вот-вот» примут, не урегулируют это противоречие. Это объяснимо — новые средства индивидуальной мобильности (СИМ) появляются гораздо быстрее, чем может работать экспертное и законодательное сообщество. ПДД всегда будут следовать вдогонку и отставать. Я предлагаю принять как данность: СИМ будут появляться новые, и их будет больше. Поэтому нужно для них создавать условия, как и для велосипедного транспорта».

Нет смысла рассуждать про климат, менталитет, всё это смешно, считает Куницин. Тысячи горожан ездят на велосипедах, самокатах и ещё тысячи ждут, когда появится отдельная инфраструктура:

«И если мы добивались велодорожек, популяризировали велосипед десяток лет, то электросамокаты появились в нашей жизни за несколько лет. Сейчас нет смысла рассуждать о необходимости инфраструктуры, нужно её создавать и прежде всего для того, чтобы участникам дорожного движения было безопаснее: разделить потоки и принести в надлежащее состояние покрытие тротуаров».

Особенность Новосибирска в том, продолжает Алексей Куницин, что в нём более чем достаточно места для создания такой инфраструктуры. Есть документ, который регламентирует, где и когда её следует делать. Сейчас очевидно, что по срокам город уже отстаёт — как по реализации документа, так и по вхождению СИМ в нашу жизнь.

 
 
 
Алексей Куницин: 

«Пока власти будут с этим тянуть, будут травмы, столкновения, в которых виноватыми окажутся пользователи самокатов. Виноватыми не с точки зрения ПДД, а как пользователи представляющих опасность транспортных средств. Но я повторюсь — пока законом не урегулировано их положение, пока нет инфраструктуры, мы ничего не сможем изменить. А менять надо, и именно на это нам надо направить наши общественные силы, а не на поиск виновных и призывы всё запретить».

Пока же проблема с электросамокатами только заявила о себе. Тревожные звоночки, как говорится, уже прозвенели. И хочется видеть конкретные действия, а не пустые разговоры о дефиците средств. Иначе может произойти так, что в городе случится первое ЧП с летальным исходом от самокатов. Не дай бог, конечно, но этого исключать нельзя. И тогда уже точно электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности будут восприниматься как истинное зло, а не что-то положительное.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter