Слишком много водителей
По данным рейтинга Traffic Index 2020, Новосибирск вошёл в десятку городов мира с самыми загруженными дорогами. Отмечается, что наш город единственный в рейтинге, где не снизилась дорожная нагрузка в пандемию.
Количество автомобилистов с каждым годом растёт, а дороги, большая часть которых спроектирована ещё в советское время, на такой поток просто не рассчитаны. На 2021 год в Новосибирске насчитывается 467 водителей с личным авто. Кроме того, дороги постоянно перегружены транзитным транспортом.
«Сложно угнаться за огромным количеством единиц машин. Транспортный каркас города не рассчитан на такое число автомобилей. Необходимо развивать, изменять транспортный каркас. Один из вариантов — менять направление отдельных микрорайонов, участков комплексной застройки», — считает мэр Новосибирска Анатолий Локоть.
Идеален вариант, когда люди могут жить и работать в одном месте, чтобы не проводить день в разъездах. Поэтому новые микрорайоны должны быть самодостаточной системой, где есть всё необходимое, считает глава города.
Расширить или сузить?
Таким парадоксальным на первый взгляд вопросом задаются специалисты. Широкий участок обладает большей пропускной способностью, но далее опять образуется пробка, поэтому в некоторых европейских городах дороги искусственно сужают. Водители вынуждены снижать скорость до 40 км/ч, при этом пропускная способность улиц увеличивается, машины не стоят, а медленно едут. Подобные проекты реализованы в Калининском и Кировском районах Новосибирска. Но, как показывает практика пока не удачно. Водители продолжают стоять в многокилометровых пробках.
Все — на метро
В этом году принята схема организации транспортного обслуживания и дорожного движения до 2034 года. Там сделан акцент на то, чтобы переориентировать автомобилистов на общественный транспорт. Однако для этого необходима целая система парковок, где можно свободно оставить авто и пересесть на общественный транспорт.
Помогут разгрузить магистрали новые станции метро. Проектировщики из НГТУ предлагают увеличить и протяжённость трамвайных путей, причём сделать так, чтобы они были ближе к метро, особенно на правобережье – у станций «Золотая Нива» и «Берёзовая роща». Ранее власти заявляли, что до 2030 года планируют построить пять новых станций метро: «Спортивную» (между «Речным вокзалом» и «Студенческой»); «Гусинобродскую»; «Молодёжную»; «Станиславского»; «Пермскую».
Чистить снег
Это, казалось бы, самая очевидная, но пока сложно решаемая задача. Техники не хватает. Возможно, решением станет обращение к частным компаниям. И ещё одна городская проблема — сами автомобилисты, которые бросают машины на обочинах. Такие есть на улицах Каменской, Челюскинцев, на Вокзальной магистрали и других. Есть там и «подснежники», которые уберут только весной.
А с метелями и снегопадами на дорогах Кировского района борются 27 единиц техники и 11 сотрудников. Дефицит техники в ДЭУ 50%. Укомплектованность кадрами — 64%. Не хватает 20 водителей и 32 машиниста. Средняя зарплата водителей — 24 тысячи рублей.
Анатолий Костылевский, министр транспорта Новосибирской области:
«По очистке города много вопросов, и решать проблему необходимо. Первое, с чего начать, — попросить департамент мэрии представить схему финансирования содержания улично-дорожной сети Новосибирска: что идёт через департамент, что — через глав районов. Сколько вообще денег тратится на содержание? Вот говорим, не хватает техники, не хватает людей. Почему людей не хватает — понятно: 24 тысячи рублей зарплата. Сделайте больше, и проблема решится. Если ДЭУ не справляется, надо рассмотреть вопрос о переходе на контрактную систему. Понятно, что не весь город. Выбрать район, полрайона как пилот и на нём посмотреть, как это работает».
Заместитель мэра Новосибирска Олег Клемешов согласился, что нужно искать новые формы и методы. По его словам, власти уже начали работать в этом направлении. Так, содержание дорог микрорайона Пашино планируется отдать на аутсорсинг. Предпринимаются и организационные меры в отношении ДЭУ-1, которое обслуживает пять районов города. В этом году создан участок по содержанию улично-дорожной сети Дзержинского района, который будет административно подчиняться главе района, а в оперативном подчинении — департаменту транспорта. С 1 января самостоятельное ДЭУ действует в Советском районе.
Предлагается ещё два варианта решения проблемы. Первый — принять целевую областную программу по приобретению техники для уборки дорог. Второе — не изобретать велосипед, а посмотреть, как вопросы повышения пропускной способности улично-дорожной сети решаются в других регионах.
Майис Мамедов, председатель транспортного комитета Заксобрания Новосибирской области:
«Проблему необходимо решать комплексно — не только содержание дорог, но и ремонт, оптимизация работы светофоров, ликвидация незаконных парковок. А начинать надо с экономики. Может быть, придём к тому, чтобы создать два ДЭУ, а остальной объём работ по содержанию улиц отдать под контракт. Не надо бояться таких предложений. Без глобальной реформы ничего не получится. Ситуацию надо изменить».
Как победить пробки на дорогах Новосибирска? Ответы пишите в комментариях!