Первый вопрос, который обязательно задаст автовладелец, — зачем понадобилось расширять тарифный коридор?
Сергей Жаботинский, заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России:
«Чтобы страховые компании могли предлагать клиентам более гибкие условия. И индивидуально настраивать тариф в зависимости от риск-профиля водителя. Речь идёт о более справедливом распределении премий, когда для рисковых водителей базовый тариф выше, чем для благонадёжных».
А получится ли уйти от ситуации, когда аккуратные водители платят за лихачей?
— Полностью не получится. В любом случае, возмещение ущерба по страховым случаям выше стоимости полиса. Разница может быть больше, чем в 10 раз. За счёт расширения тарифного коридора страховщики смогут увеличить тариф рисковым водителям и снизить его для аккуратных. Произойдёт внутреннее перераспределение премий, но средние выплаты и премии останутся на уровне текущих значений.
Почему в рамках старого коридора это было невозможно?
— У страховых компаний было меньше места для манёвров. Сейчас диапазон между верхней и нижней границей стал шире. А значит, разница между самым низким и самым высоким тарифом будет ощущаться сильнее.
Стоит в ближайшее время ждать резкого изменения стоимости страховок вверх и вниз?
— Не думаю. В ближайшее время большинство водителей вряд ли ощутит, что стоимость полиса как-то изменится. Страховщикам понадобится время, чтобы встроить новые факторы в систему тарификации. Процесс длительный и требует значительных изменений в ИТ-инфраструктуре.
Иными словами, закон отдаёт определение этих факторов на откуп страховщиков? Не получится ли, что на рынке ОСАГО возникнет путаница и каждый страховщик будет устанавливать свои правила?
— Такой ситуации быть не должно. В этой части Банк России планирует отслеживать, насколько адекватны применяемые страховщиками факторы.
То есть страховщик не сможет установить повышающий тариф, к примеру, для тех, у кого есть собака, если это не обосновано статистикой?
— Совершенно верно, здравый смысл должен быть во всём. В законе перечислен ряд потенциальных факторов. Логично, если водитель систематически грубо нарушает ПДД, риск, что он попадёт в аварию велик.
Кроме собственной статистики, откуда страховщики могут черпать информацию для разработки тарифов?
— Из зарубежного опыта.
Раса, вероисповедание, политические взгляды, занимаемая должность — дискриминационные факторы. Если при расчёте базового тарифа страховщик их применил, об этом необходимо срочно сообщить в Банк России через интернет-приёмную.
Не обернутся ли новые факторы для расчёта базового тарифа против автовладельцев? Не станет ли это прикрытием для страховщиков, чтобы поднять цены?
— Это будет нелогично. Причин для удорожания ОСАГО нет. Базовый тариф по-прежнему будет определяться в пределах тарифного коридора, только «разбег» будет больше. Мы думаем, для водителей, у которых базовый тариф будет ближе к нижней границе коридора, полис будет дешевле. Для кого-то он справедливо подорожает. Всё индивидуально. Ждать, что страховка вдруг взлетит в цене или подешевеет, не стоит.
Что может помешать страховщикам увеличить базовый тариф?
— Конкуренция. Страховые компании заинтересованы в надёжных водителях с минимальными рисками. Если какой-то страховщик станет внедрять факторы, которые не позволят назначить минимальный базовый тариф, клиенты от него уйдут.
Эта информация обязательно должна быть на сайте страховой компании. Там же должен быть и тарифный калькулятор, считающий итоговую стоимость полиса.