«Я не верю в конец света и не вижу в условиях нового кризиса критичной ситуации, при которой девелоперам следует уходить из отрасли. Кризисы случаются, один сменяет другой. На примере пандемии игроки рынка увидели космическое движение вверх, хотя ожидали, что он замрёт.
У сегодняшнего кризиса абсолютно другая природа. На Россию наложены санкции, часть людей уезжает из страны, что негативно сказывается на экономике. В отрасли недвижимости идёт рецессия. Предполагаю, что ситуация изменится в лучшую сторону к середине либо к концу 2023 года. При этом подразумеваю, что политические действия в стране и мире не допустят угрозы глобальной войны, в общественной жизни наступит некоторая стабильность.
Сегодня в России существуют три рынка недвижимости: первичный, вторичный и вторичный, образованный из первичного. Последний представляет объекты в новостройках, выкупленные на удобных условиях и стоящие на перепродаже. Таких объектов немало, а как их продать в условиях кризиса — уму непостижимо.
Вторичка в плане ценового роста отстала от первички, значительно просела. Квартиры на первичном рынке за полгода поднялись в цене на 500–600 тысяч рублей. Люди отдают предпочтение первичному жилью, потому что платёжные схемы по нему гораздо выгоднее. Застройщики, в свою очередь, работают с проектным финансированием, и многие банки финансируют их даже вопреки низкому уровню продаж.
С точки зрения динамики, я считаю, в периоды активных действий военной спецоперации рынок будет замирать. Постепенно, неделя за неделей, люди будут успокаиваться, эмоционально восстанавливаться. Продажи выйдут на новый позитивный уровень, всё снова пойдёт по извечному кругу. Девелоперам не стоит беспокоиться и сливать активы. Наоборот, нужно продолжать работать, поскольку в случае стабилизации рынка выиграют те, кто не сидел сложа руки».