Можно заметить, что наличие огнестрельного оружия у правоохранителей давно никого не удивляет — все привыкли видеть полицейского, на поясе которого красиво и гармонично располагается кобура с пистолетом. Иногда у сотрудников патрульной службы можно увидеть укороченный автомат Калашникова.
Единственное, что для современного гражданина России остаётся непостижимым — применение силовиками огнестрельного оружия в отношении других людей. Наверное, каждый может поставить себя на место тех, кому грозит «выдача» около десяти граммов девятимиллиметровой из «Макарова». Вероятен летальный исход, если пуля попадёт в жизненно важные органы.
В России не привыкли к тому, что полицейские стреляют по кому-либо. Часто о таких инцидентах можно услышать из зарубежных новостей. Например, каждый знает о том, что в США похожая правоприменительная практика — норма. Офицер может открыть огонь, если увидит хоть малейший намёк на угрозу своей жизни.
В нашей стране подобные случаи становятся резонансными. Часто ли о них можно услышать? Если подобное случается, это сродни грому среди ясного неба — узнают все и везде. Чего только стоит случай с фатальным выстрелом при задержании Векила Абдулаева под Новосибирском. Случай до сих пор обсуждают в России и за её пределами.
Поэтому не будет лишним разобраться в каких ситуациях полицейский может открыть огонь по человеку и каковы границы полномочий правоохранителей.
Самый главный вопрос: имеют ли право стрелять?
На самом деле вопрос глупый и бессмысленный — если есть табельное оружие, значит могут. Другой момент — когда, зачем, почему и чем регламентируется?
Любой юрист укажет на законы Российской Федерации. Если быть более точным, то применение служебного оружия сотрудниками полиции регулируется статьёй 23 Федерального закона «О полиции». В ней три части и 15 пунктов.
С самого начала статьи отмечается, что полицейский может использовать огнестрельное оружие, но при определённых условиях:
- для защиты себя или другого человека от посягательства, связанного с насилием и опасностью для жизни и здоровья;
- для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортом полиции и другой специальной боевой техникой;
- для освобождения заложников;
- для задержания людей, которых заметили при совершении тяжких преступлений, и которые пытались скрыться от правоохранителей. Применять табельное оружие разрешено, если отсутствуют иные средства догнать преступника;
- для задержания человека, который оказывает вооружённое сопротивление или преступника, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
- для отражения группового или вооружённого нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
- для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя.
Во второй части закона отмечается, что вооружённым сопротивлением и нападением могут являться любые подобные случаи с применением любого оружия. Полицейский имеет право выстрелить даже когда ему угрожают игрушечным пистолетом, конструктивно похожим на настоящий огнестрел.
В третьей части указывается, что полицейский имеет право применить табельное оружие, если требуется остановить автомобиль, водитель которого неоднократно отказался выполнить требования правоохранителей. Лихач может представлять угрозу жизни и здоровью граждан.
Также разрешено стрелять для обезвреживания животного, представляющего опасность, для отпирания замков и сбивания беспилотников.
Ограничения
Несмотря на огромный перечень для применения огнестрельного оружия, существуют и ограничения.
Полицейским нельзя стрелять в детей, когда «их возраст очевиден» или известен, в женщин и людей с «явными признаками» инвалидности. Однако все ограничения снимаются, если внезапно все вышеперечисленные попытаются оказать вооружённое сопротивление, угрожающего жизни и здоровью граждан или полицейскому.
Правоохранители не могут стрелять при значительном скоплении граждан, если в результате применения огнестрела могут пострадать случайные лица.
Любому россиянину известно, что в нашей стране есть много законов, но их соблюдение неоднозначно. Написать на бумаге можно что угодно и ничего не поменяется. Главное — правоприменительная практика, которая показывает, что использование табельного оружия в структурах внутренних дел — явление редкое.
И речь не идёт о группах специального назначения, их никто не увидит. Они появляются редко, но метко. В большей степени следует говорить о тех, кого можно лицезреть каждый день: полицейский в метро, сотрудник дорожно-патрульной службы, участковый. В их кобуре есть пистолет.
Следует понимать, что наличие огнестрельного оружия у полицейского не для украшения и не для игры в «войнушку». Для него это такой же инструмент как для фотографа фотоаппарат или дрель для монтажника.
Ранее Om1.ru публиковал материал об оружейно политики в России. Специалисты рассказали о том, как огнестрел попадает в руки человеку и нужно ли ограничивать продажу оружия.