«Нет уверенности в завтрашнем дне»
Посещая ТЦ Новосибирска волей-неволей натыкаешься на закрытые торговые точки. Где-то всё ещё висят вывески ушедших зарубежных брендов, другие просто пустуют. Отечественные магазины не спешат занимать освободившиеся площади. Из-за скудного ассортимента часть горожан стали заказывать товары онлайн и практически не посещать ТЦ.
В декабре 2022 года прибыль новосибирских торговых центров упала на 10–15%, местами на 20%. Посещаемость комплексов также снизилась на 20%. Около 15% площадей в ТРЦ пустуют из-за ухода зарубежных брендов с отечественного рынка. Об этом порталу Om1.ru рассказал региональный представитель Российского совета торговых центров (РСТЦ) Евгений Бурденюк. Он отметил, что основной проблемой стало именно снижение покупательской способности. Арендаторы жалуются на падение оборотов торговли, что может быть связано с рядом причин.
И. о. министра промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Максим Останин подтвердил порталу Om1.ru, что приостановка работы зарубежных компаний-арендаторов сказалась на новосибирских торговых центрах. Эксперты отмечают спад покупательской активности. Такая ситуация характерна для всех регионов страны.
По словам чиновника, по состоянию на 1 декабря 2022 года в Новосибирской области размещается более 327 ТРЦ с торговой площадью в 1 000 квадратных метров. Комплексы предоставляют работу около 25 000 человек.
Это значимая часть бизнеса региона. Кризис в этой отрасли может сказаться как на мелких предпринимателях, так и на обычных гражданах. Сравнить нынешнюю ситуацию можно с периодом начала пандемии. Во время разгара ковида ТЦ пришлось непросто, так как комплексы попросту закрывали, отметил Останин. По мнению Евгения Бурденюка, нынешняя ситуация даже хуже, чем в 2020 году.
Отечественные бренды не заменяют иностранные?
Когда весной 2022 года массово стали приостанавливать работу иностранные торговые точки, часто звучали фразы об импортозамещении. Мол, теперь отечественные бренды смогут занять освободившуюся нишу. Но к концу 2022 года в ТЦ всё ещё преобладают зарубежные магазины: польские Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay переименовались и открыли снова двери новосибирцам. Работают американский Levi’s, итальянские Terranova, Cozy Home, испанский MANGO, турецкие Koton, Colin’s, немецкие Lichi и KüchenLand и множество других брендов.
Получается ли отечественным компаниям занять место H&M, Bershka, Stradivarius и других популярных магазинов? По мнению Евгения Бурденюка, нет.
«По-моему, ничего особо не получается у отечественных компаний. Их всегда ждут и готовы им предоставить локации. Любой девелопер с удовольствием их примет и разместит. Но ситуация с уходом брендов никак не спровоцировала всплеска желания местных производителей. Многие ждали, что когда европейские бренды уйдут, отечественные побегут в магазины. Этого не произошло. Если для местных производителей это было бы интересно, то они сделали бы это и раньше», — считает эксперт.
По словам Бурденюка, уход иностранных брендов не спровоцировал спрос у новосибирцев на местных производителей. На 130 ушедших компаний появилось лишь 30 потенциальных операторов. Зона их покрытия больше ориентирована на центральную часть России, чем на Сибирь. Они не закрывают тот объём потребностей, который удавалось удовлетворять ушедшим брендам.
Если ситуация с отечественными компаниями не оправдала ожиданий, то у ТЦ оставался ещё один рабочий вариант в запасе — попытаться запустить на рынок бренды из дружественных стран. Но и это оказалось проблематично.
Бурденюк рассказал порталу Om1.ru, что, когда приехали предприниматели из Ирана, Турции и Китая, проводились популистские встречи на эту тему. Разговорами в большинстве случаев всё и заканчивалось.
«Если у бизнесмена и было желание открыть и вести бизнес здесь, то сложившаяся ситуация не повлияла на то, что «заходить» нужно именно сейчас. В целом рынок не растёт, и позитивных глобальных трендов не наблюдается. Вся ситуация в отрасли более благополучная для тех, кто уже присутствует на рынке. Они могут расширить покрытие и изменить стратегию. Для них это большая возможность, нежели для иностранных брендов. Все, конечно, ждут зарубежных арендодателей, но по факту пока ничего не происходит», — отметил эксперт.
Нужна поддержка
Популярность онлайн-торговли сильно сказалась на работе ТЦ, особенно в случае продажи непродовольственных товаров. Из-за этого в Новосибирске их прибыль упала на 10–15% и может продолжить это делать в предстоящем году, учитывая уменьшение покупательского спроса.
В связи с этими неутешительными прогнозами некоторые владельцы ТЦ стали выставлять объекты на продажу. В СМИ сообщают, что это почти массовая тенденция. Как отмечает регпредставитель РСТЦ Евгений Бурденюк, подобного всплеска нет. По его словам, есть предприниматели, которые решили всё продать и уехать, но никто не хочет отдавать недвижимость по низким ценам.
«Можно позвонить любому собственнику торгового центра, он всегда находится в перманентной продаже. Как любой себя уважающий девелопер, он разговаривает так, что всегда готов продать ТЦ по хорошей цене», — отмечает эксперт.
С каждым месяцем становится всё более ясно, что отрасли нужна поддержка государства. Поэтому Российский союз торговых центров предлагал властям рассмотреть меры для владельцев ТЦ. Например, отменить земельный налог, снижать налог на имущество или фиксировать стоимость коммунальных услуг.
В 11 регионах предпринимателям пошли навстречу. Так, в Нижнем Новгороде и Ленинградской области снизили налог на имущество с 2 до 1% от кадастровой стоимости объекта недвижимости. В Омской — до 1,5%, в Саратовской — вовсе до 0,1%. В Удмуртии налоговую ставку в 1,5% уменьшили до 0,6%, а в небольших населённых пунктах — до 0,1%.
Собственников ТЦ в Башкирии от налога на имущество освободили. В Подмосковье подобная мера распространяется даже на вновь возведённые объекты. Схожие решения приняли в Тамбовской, Тульской, Свердловской областях и Пермском крае. В Новосибирской области в такой поддержке отказали.
«Наш регион не является дотационным или субъектом с пониженной налоговой ставкой, поэтому эта история продолжения не получила. Были идеи сделать частичным налогообложение в каких-то отдельных отраслях, но и это также не прошло», — уточняет Евгений Бурденюк.
И. о. министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максим Останин рассказал порталу Om1.ru, что местные власти предпринимают меры для спасения ТРЦ.
Так, на территориях торговых центров органы местного самоуправления проводят общегородские и районные мероприятия, чтобы привлечь дополнительный поток посетителей в ТЦ. Власти организовывают ярмарки, акции, дегустации, мастер-классы от местных товаропроизводителей. На площадках некоторых ТЦ в период каникул запланированы новогодние мероприятия для детей.
«До конца 2022 года пройдёт рабочая встреча с заместителем губернатора Новосибирской области Сергеем Сёмкой и представителями делового сообщества для обсуждения путей стабилизации отрасли и возможных мер поддержки», — добавил Останин.
По словам Евгения Бурденюка, владельцы ТЦ действительно пытаются размещать на площадках ярмарки местных производителей. Но всё это временные меры, которые не решают вопрос глобально. Все понимают, что есть свободные площади и потенциальные возможности. Но для выправления и стабилизации ситуации с локациями ТЦ потребуется минимум год-два.
В преддверии Нового года торговые центры вновь заполонили люди. Сибиряки закупают подарки и тематические товары. Владельцы ТЦ ожидают небольшой рост к концу месяца, но после торжества проблемы со спросом и прибылью никуда не денутся, так как это полностью зависит от экономической ситуации в стране.
Читайте нас «ВКонтакте»!
Фото: Om1.ru, rcsc.pro