Арбитражные иски как способ подрыва экономики предприятия
Еще в 2015 году завод «Экран» подавал иск на 90 миллионов рублей к гарантирующему поставщику (АО «Новосибирскэнергосбыт») якобы для компенсации расходов на ликвидацию последствий провалов напряжения. Спустя почти три года, после того, как дело рассмотрели все возможные судебные инстанции, требования завода были удовлетворены. Правда, сумму снизили почти вдвое — до 45 миллионов, которую в итоге выплатила сетевая организация (акционерное общество «Региональные электрические сети») в порядке регресса.
В этом деле, как и в последующем, о котором речь пойдет дальше, стоит обратить внимание на одну деталь — средства для участия в процессе «Экран» привлекал с помощью «судебного финансирования». Для поиска инвесторов был использован сервис Platforma. Сколько именно заводу «Экран» пришлось отдать денег этим «помощникам» не сообщается. Однако, по данным самой Platforma, инвестор, в случае победы в суде, может получить до 40% от суммы «выигрыша». Напомним, что в нашем случае он составил 45 миллионов рублей. Это позволяет вполне обоснованно предположить, что средства эти отсужены были не для ликвидации каких-то последствий, а для ослабления финансового положения энергетиков.
Получилось в первый раз, получится и во второй
По итогам первого процесса «судебный бизнес» пообещал стать довольно малозатратным способом извлечения прибыли. А какой российский бизнесмен не любит лёгких денег?
И уже в 2019 году АО «Завод «Экран» подаёт иск в арбитражный суд Новосибирской области о взыскании с АО «Новосибирскэнергосбыт» убытков на сумму около 770 миллионов рублей, которые возникли вследствие нарушений электроснабжения стекловаренной печи № 5 завода. При этом «Экран» утверждает, что произошло это во время однократного перерыва в электроснабжении 25 сентября 2017 года, который якобы и привел к таким колоссальным убыткам. Кстати, и в этом деле финансирование судебных расходов, вероятно, происходило через сервис Platforma.
И, что любопытно, несмотря на заявленные Экраном критичные последствия, наступившие, по их мнению, из-за отключения электроэнергии 25 сентября 2017 года, стекловаренное производство на заводе, включая многострадальную и якобы разрушившуюся печь № 5, исходя из официальных источников холдинга, успешно развивается.
И конечно, возникает вопрос, как мог случиться ущерб почти в 770 миллионов рублей на предприятии, которое относится к группе потребителей, нарушение электропитания которых может повлечь за собой большой материальный ущерб, либо быть причиной нарушения сложного технологического процесса? В соответствии с п. 1.2.19 Правил устройства электроустановок, на таком предприятии должны организовать внутреннюю схему электроснабжения таким образом, чтобы при отключениях обеспечивать восстановление электроснабжения за счет автоматического ввода резервных источников питания, в том числе автономных источников электроснабжения. Это выдержка из правил, с которыми знаком любой энергетик.
Умница «дочка»
В этом процессе особенно интересен тот факт, что ответственность за надежность электроснабжения завода несла смежная сетевая организация «Экран-Энергия», которая является дочерним предприятием самого «Экрана». Именно от сетей «дочки» и были запитаны электроустановки на стекловаренном производстве, в т.ч. печь №5. Как показали итоги расследования с участием СУ Ростехнадзора, длительность перерыва электроснабжения электроустановок завода Экран является следствием неправильных действий персонала «Экран-Энергия».
В самый разгар судебного спора было объявлено о ликвидации ЗАО «Экран-Энергия». Суд принял обеспечительные меры по запрету ликвидации предприятия, но в настоящее время «Экран-Энергия» полностью остановила деятельность по передаче электроэнергии (как сетевая организация) и передала все своё имущество заводу Экран. То есть, если Экран выиграет суд у Новосибирскэнергосбыта, тот регрессным иском отсудит эти деньги у «РЭС», а вот «РЭС» отсудить их у «Экран-Энергии» уже не сможет, потому что там денег нет. Очень красивая и, самое главное, прибыльная схема.
Вопрос, как, оставаясь без электричества чуть более двух часов, получить многомиллионные убытки, оставим на совести тех, кто их подсчитывал. Самое главное в другом — истца не смутил тот факт, что ответчики в лице энергетических предприятий являются частью системы жизнеобеспечения населения региона, а их деятельность регулируется государством. И взыскание такой значительной суммы по суду ставит под угрозу надёжность электроснабжения всей Новосибирской области. Ведь сетевая организация свой доход формирует за счёт поступлений по утверждённым тарифам, а значит, миллионы рублей должны изыматься из средств, которые направляются на основную производственную деятельность энергетиков. А ведь на эти деньги можно было бы построить или отремонтировать километры линий электропередачи или десятки подстанций.
Дважды нельзя войти в одну и ту же реку
Отбрасывая множество промежуточных судебных решений, которые случались на протяжении этих лет, стоит обратить внимание на одно. 12 февраля 2021 года было опубликовано постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда, в котором суд в очередной раз в споре с заводом «Экран» и его дочерними структурами встал на сторону энергетиков. То есть, решение арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45–2239/2019 осталось без изменений. Напомним, что 30 октября 2020 года этот суд полностью отказал АО «Завод «Экран» в иске к компании «Новосибирскэнергосбыт» о взыскании убытков в сумме 769,5 миллиона рублей, якобы возникших вследствие нарушения электроснабжения завода, которое произошло 25 сентября 2017 года.
В частности, суд счёл не доказанным возникновение убытков по вине АО «Новосибирскэнергосбыт» и АО «РЭС», отметил многочисленные нарушения, допущенные в электроснабжении печи самим заводом «Экран» и его дочерним обществом «Экран-Энергия». Также суды учли наличие соответствующего предписания органов Ростехнадзора, выданного в адрес завода. Судебная экспертиза установила, что прямая причинно-следственная связь между якобы возникшими повреждениями оборудования завода и произошедшей аварийной ситуацией в электрических сетях отсутствует. Таким образом, продуманная и один раз успешно испытанная схема «арбитражно-искового» бизнеса во второй раз у стекловаров не сработала.
«Доигрались» до дела
Зато сработали правоохранители. Уголовное дело против неких представителей руководства «Экрана» и РАТМ Холдинга возбудил отдел по расследованию особо важных дел следственного управления по Южному административному округу СКР по городу Москве.
О значимости этого уголовного дела говорит и тот факт, что оно передано в центральный аппарат Следственного комитета Российской Федерации и расследуется следователями следственной группы Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации.
Резюмируя все выше сказанное, стоит отметить, что АО «Новосибирскэнергосбыт» и АО «РЭС» на этот раз удалось отстоять свою правоту и сохранить финансовую устойчивость, чтобы по-прежнему обеспечивать стабильную работу энергосистемы региона и надёжное электроснабжение потребителей Новосибирской области.
Продолжение следует…
Скорее всего, в процесс уже вложены десятки миллионов «судебного инвестора», поэтому будут использованы все возможности для раздувания конфликта. Видимо, именно этим можно объяснить инициирование продолжения судебных процессов со стороны структур РАТМ Холдинга. Буквально на днях завод «Экран» направил одновременно и апелляционную, и кассационную жалобы. При этом, срок подачи апелляции истёк еще в ноябре 2020 года, 4,5 месяца назад, но завод просит восстановить срок и принять жалобу к рассмотрению.
Подача же кассационной жалобы выглядит абсурдно. В адрес ответчиков (АО «Новосибирскэнергосбыт» и АО «РЭС») поступил неподписанный экземпляр кассационной жалобы от АО «Завод «Экран». В тексте содержится ссылка на то, что якобы определением Седьмого арбитражного суда отказано в восстановлении пропущенного срока (хотя, поступившие материалы ещё даже не направлены в суд апелляционной инстанции). Видимо, юристы завода уже решили за судей.
Все это, вероятно, следует расценивать как попытку АО «Завод «Экран» придать собственным действиям видимость правомерного поведения. Вероятно, предприятие пытается искусственно создать якобы наличие процессуальных оснований для подачи кассационной жалобы, грубо попирая и нарушая нормы процессуального права, с целью прикрытия собственных упущений в судебном процессе.
В довершение всего, с кассационной жалобой в суд обратилась и дочерняя компания «Экрана» — ЗАО «Экран-Энергия». Это в очередной раз подтверждает предположение, что структуры РАТМа действуют согласованно, пытаясь взыскать некие «убытки» с энергетиков и одновременно избежать последующих регрессных требований к смежной сетевой организации «Экран-Энергия».
Тем временем, неоднозначные способы ведения бизнеса со стороны РАТМ Холдинга вышли далеко за пределы Новосибирской области. Очередной «мишенью» предпринимателей стал стекольный завод «Символ» во Владимирской области. По сообщениям в СМИ, предприятие вынуждено обратилось в Генпрокуратуру и ЦБ с просьбой защитить его от рейдерского захвата с участием структур РАТМа. Это ещё один инцидент, которыми и так пестрит богатая биография холдинга и его основного владельца Эдуарда Тарана.