Пешком быстрее?
Сегодня сложно представить себе магистрали Новосибирска, на которых не было бы пробок. В красную зону дорожного трафика периодически попадают разные улицы. Особенно остро проблема ощущается при выезде утром из отдалённых районов города. Взять, к примеру, Затулинский жилмассив. Порой дорожный затор там начинается прямо от поворота с улицы Зорге на Сибиряков-Гвардейцев и, в лучшем случае, тянется до кольца площади Кирова, а в худшем — до площади Сибиряков-Гвардейцев. И никто не даст гарантии, что и на мосту через Тулу транспорт не встанет.
Безусловно, жителей жилмассива выручают трамваи. На них до площади Карла Маркса при удачном стечении обстоятельств можно добраться за 20–25 минут. Иногда — минут за 40 или даже за час. Находятся водители, которые выезжают на пути, где также образуется пробка, либо происходит ДТП.
Проблемных улиц в Новосибирске много. По вечерам дорожные заторы регулярно возникают на улице Восход при движении в сторону левого берега. На Красном проспекте транспорт может стоять и днём. В качестве примера можно привести Октябрьскую магистраль, улицы Дуси Ковальчук, кольцо площади Труда и проезд Энергетиков в обоих направлениях. Здесь пробки могут образоваться независимо от времени суток по понятной причине — идёт строительство четвёртого моста через Обь. А в чём причина пробок на других городских магистралях?
В чём корень зла?
Дорожные заторы возникают как по объективным, так и по субъективным причинам, отмечает координатор проекта ОНФ «Дорожная инспекция» Александр Стефанов.
«Есть объективные, когда дорога фактически не соответствует интенсивности движения, например, по числу полос. Есть субъективные — неправильная организация дорожного движения, регулировка фаз светофоров, распределение потоков на перекрёстках, массовые нарушения правил дорожного движения. Какой именно фактор на конкретном участке спровоцировал пробку, навскидку сказать сложно. Все надо разбирать в комплексе», — отметил эксперт в беседе с шеф-редактором портала Om1.ru.
По словам Стефанова, пропускная способность дороги зависит не от количества полос, а от числа пересечений на пути. Отсутствие развязок и должного регулирования движения — основной фактор, который приводит к образованию заторов и способствует перегрузке дороги. Эту проблему призван решать нацпроект «Безопасные качественные дороги».
«Власти и владельцы дорог начали бороться с этой проблемой. Но выбранные способы не единожды критиковали ОНФ и Контрольно-счётная палата. Дело в том, что в развитие дорожной сети вкладывают миллиарды рублей, а должного эффекта денежные вливания не дают. В качестве примера можно привести обход Верх-Тулы. Туда вложили более шести миллиардов рублей, а пропускная способность участка не изменилась. Заторы здесь возникают из-за отсутствия развязки и наличия пересечений, которые блокируют транспортный поток. По логике, сначала нужно было строить развязку, а уже потом увеличивать полосность. К сожалению, у нас, на мой взгляд, всё делается интуитивно ради освоения бюджета, нежели достижения конкретных целей и объективных показателей», — констатирует Стефанов.
Лучше в пробке, но с комфортом
Общественный транспорт мог бы стать одним из способов решения заторных явлений. Но для большинства новосибирцев автомобиль — лучшая альтернатива, отмечает Стефанов
«Перемещение на общественном транспорте должно иметь плюсы. Если люди видят, что автобусы и троллейбусы стоят в пробках, то лучше находиться в машине с кондиционером или хорошей печкой, слушать музыку и с трудом, но доехать до места. Иными словами, общественный транспорт нужно сделать максимально удобным и комфортным», — считает эксперт.
Стефанов отметил, что в Новосибирске для общественного транспорта несколько лет начали отводить выделенные полосы. Мера важная и нужная, но всё должно делаться с соответствующим обоснованием.
«Бессмысленно на 300-метровом участке делать выделенную полосу, когда на остальных километрах маршрута общественный транспорт стоит в пробках. Полторы минуты тут погоды не сделают. Нужно рассматривать весь маршрут и итоговую выгоду. Троллейбусы, автобусы и трамваи должны не конкурировать между собой, а дополнять друг друга. И каждый вид транспорта должен максимально свой эффект приносить», — добавил Стефанов.
По его словам, в Новосибирске ситуация обратная. А подвижной состав зачастую не соответствует предъявляемым требованиям безопасности и комфорта движения. Вероятно, по этой причине горожане предпочитают личный транспорт общественному. Действительно, зачем потеть в переполненном салоне автобуса, троллейбуса или трамвая, когда можно хоть и по пробкам, но добраться до места на собственном авто.