В начале XX века в Новосибирске самым востребованным архитектурным жанром стал конструктивизм. Здания такого типа сейчас можно видеть по всему городу, благодаря чему в облстолице сохранился дух середины XX века. Об исторических памятниках, которые зачастую игнорируются прохожими, корреспонденту Om1.ru рассказала куратор проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм!» Карина Ляникова — специалист провела индивидуальную экскурсию по городу и показала лучшие образцы конструктивизма.
Ляникова рассказывает, что в 1920-х годах было несколько групп архитекторов: одних назвали конструктивистами, других — рационалистами. Последние утверждали, что архитектура психически влияет на людей: от того, где ты находишься внутри здания и как перемещаешься, меняется психоэмоциональное состояние.
Как показало время, «победила» группа конструктивистов. Архитекторы этого течения чаще участвовали в конкурсах на проектирование зданий, их работы признавали лучшими и в итоге возводили. Сейчас в Новосибирске находится около 200 примеров конструктивизма — большинство из них сконцентрированы в центре города. Лишь о малой части Карина Ляникова рассказала подробнее.
Дом культуры имени Октябрьской революции
Первое название ДК — Клуб совторгслужащих, позже его переименовали в Клуб имени Сталина. В 1961 году здание получило официальное имя Дом культуры имени Октябрьской революции.
Этот объект построил томский инженер Иван Бурлаков в 1927 году. Здание относится к рационализму. Тогда человек был частью большой коллективной системы, и впервые архитектор выступает не ценителем или украшателем, а организатором новой жизни.
Перед тем как начать реализовывать проект, авторы много думали, анализировали — не только о красоте или инженерии, но и о быте. Архитекторы ставили вопросы:
- Сколько человеку нужно места, чтобы сесть на стул?
- Как люди перемещаются внутри здания?
- Что конкретно будет происходить в этом помещении?
Всё внешнее подчинялось внутреннему. Удобные залы и комнаты пытались построить не оглядываясь на то, как здание будет смотреться с улицы. Поэтому авангард сверху выглядит асимметрично, чаще всего дома Г-образной или П-образной формы. Благодаря этому внутри легко размещали дворики и фонтаны.
Карта новосибирского архитектурного авангарда. Здесь можно увидеть вид зданий сверху
«Клуб совторгслужащих — первый клуб для советских рабочих. До него стоял только нынешний «Красный Факел», аудиторией которого были богатые жители города. В новый клуб могли приходить все. Тут были различные библиотеки, кружки, места для общения. Были живые стенгазеты — необычные театральные зарисовки, которые показывали современные новости. Например, ты приходишь в клуб, и актёры со сцены кричат: «Сегодня на таком-то предприятии обработали столько зерна!» и тому подобное», — поясняет куратор.
Здание сохранило свою функцию до наших дней — так и осталось клубом на многие десятилетия. Тем местом, где человек может реализовать себя творчески, посмотреть концерт, выпить кофе, организовать выставку. Сюда приходят люди всех возрастов. Что важно — всё бесплатно. ДК доступен и открыт для горожан: мы спокойно зашли, сели, выпили кофе.
Карина Ляникова на втором этаже в ДК Революции
Одна из особенностей здания и авангарда — лестничное остекление. Длинные окна протягиваются от пола вверх через всю лестницу. Мы делаем шаг на ступени и видим, что лестница очень широкая, но чем выше этаж, тем она становится уже. На втором этаже больше проходимость, чем на четвёртом, соответственно, незачем делать большую лестницу там, где редко будут появляться люди.
Специалист рассказывает, что раньше ходила легенда о работающей здесь Софье Кюпперс — жене знаменитого художника-авангардиста Эля Лисицкого. Софья — немка из богатой семьи, в Германии у неё была своя частная галерея. Однажды она влюбилась в Эля Лисицкого и переехала в Россию. После репрессий её с детьми сослали в Сибирь как немцев. Люди говорили, что она до старости лет работала в ДК Революции. Сначала Софью не брали даже уборщицей. Образованная девушка из богатой семьи стала заведующей детскими кружками по рукоделию. Позже историки нашли документы, что она работала в другом ДК.
Поликлиника № 1
Отличительная черта конструктивизма — массовая замена частных усадеб и двориков на многоквартирные дома. Эта тенденция была вызвана урбанизацией — переселением из деревень в город.
Чтобы решить проблему, архитекторы проектируют большой комплекс краевой окружной больницы (ныне Областная клиническая больница). Его специально строят за городом из-за возможных эпидемий. В это же время понимают, что в городе тоже нужно устранять инфекции. Уже тогда думали, что болезни лучше предотвращать и делать профилактику. Так начинается строительство Первой городской поликлиники. Сразу в одном месте собирают более 20 врачей разного профиля.
Особенность здания — огромное пространство. Первое, что видят посетители поликлиники, — большой холл, высокие потолки, длинные окна. Сейчас там стоят перегородки из пластика.
Ещё одна особенность авангардной архитектуры — используемые кровли. Считалось, что если строитель забирает пространство у города, его нужно вернуть. Раньше на крыше поликлиники была терраса, совмещенная с кабинетом психиатра: для больных лучше, когда они находятся на свежем воздухе.
Почему большие окна?
Во-первых, кислород полезен для любого человека. Во-вторых, складывается ощущение огромного пространства, у людей есть возможность быть на расстоянии. Помещение становится проветриваемым, все микробы сразу улетают. Через окна попадает много солнечного света, который считается бактерицидным.
Какого она была цвета?
Принято считать, что поликлиника была тёмно-зеленая. Но есть мнения о том, что окрас был красного, бело-молочного и серого цвета.
«Когда рассказываешь людям про авангард, многие говорят: «Да что там интересного, серые домики». Но изначально конструктивизм весь был цветной. Например, Первая поликлиника не совсем серого цвета, здесь больше зелёных оттенков. Красный Госбанк, голубой Дом Аэрофлота, много жёлтых домиков. Но серая краска самая доступная, простая и немаркая», — отмечает экскурсовод.
Поликлиника заметно перестраивается. Например, к ней добавили лифт, хотя в памятниках архитектуры нельзя что-то менять. Но здесь лифт вывели — он не внутри, а снаружи, и видно его только с заднего дворика.
В поликлинике должны были быть квартиры для сотрудников
Изначальный проект предполагал по одной или две квартиры для главного врача и старшей сестры. Это была популярная практика во многих административных зданиях — делать жилые корпуса для работников. Впоследствии квартиры были отданы под кабинеты. Может быть, какое-то короткое время там всё-таки жили.
В то время стремились к тому, что люди должны находиться на производстве постоянно. Появлялись фабрики-кухни, детские сады, прачечные — чтобы полностью освободить человека от домашних обязанностей. Государство должно было взять на себя заботу о питании, детях, стирке, медицине, а задача сотрудника — стоять у станка (или в медицинском кабинете).
Проект был утопический: государство не смогло взять на себя весь объём бытовых задач и полностью освободить работниц от ведения домашнего хозяйства. В итоге женщинам приходилось делать и то, и другое.
Госбанк
Госбанк — один из самых закрытых проектов. В период Великой Отечественной войны Новосибирская контора кредитовала местные предприятия, принимала и вела учет денег и ценностей. Сейчас, чтобы зайти туда на согласованную экскурсию, нужно дважды показать паспорт, запрещена фото- и видеосъёмка, ходить разрешается только в двух местах.
Проектировал здание Андрей Крячков — архитектор, который не любил конструктивизм. Он смешал авангард с модерном. Это отчётливо видно на стенах, особенно когда всматриваешься в мягкие переходы от окон.
«Когда проектировалось здание, в нём предполагались не только конторские кабинеты, но и жильё для служащих, столовые и даже собственный клуб внутри, — рассказывает девушка. — Из-за того, что объект был режимным и важным, есть много легенд, якобы под землей находились деньги. На самом деле это не так. Никакого третьего дна нет, и деньги были в более «открытом» помещении. Сейчас в Госбанке не хранятся финансы».
На официальных планах и схемах долгое время Госбанк фигурировал как Г-образное здание. Но, если посмотреть на карту сейчас, там явно не буква «Г». На конце есть маленькое ответвление. И как раз эта часть являлась хранилищем. Есть мнение, что её специально не указывали на документах, чтобы максимально засекретить.
Управление Западно-Сибирской железной дороги
В Новосибирске многое связано с железнодорожным транспортом, и, конечно, здание управления ЖД — монументальное сооружение.
Управление ж/д построили архитекторы Аркадий Ширяев и Венгеров. Если про первого есть хотя бы какая-то информация, то у Венгерова нет даже инициалов: ни в архиве, ни в документах. Есть несколько версий, почему так может быть. Возможно, он был иностранным специалистом, и позже его имя пытались вычеркнуть из истории. Скорее всего, документы с ФИО архитектора не сохранились или пока не были найдены.
Управление — пример здания, где жилая часть совмещена с административной. Архитекторы разрабатывали концепцию домов-комбинатов. Одна из идей заключалась в том, что все важные и используемые человеком места (столовая, детский сад, место работы) располагались максимально близко к дому или непосредственно в нём.
Новосибирск очень быстро рос и иногда не поспевал сам за собой
Архитектор Борис Коршунов в 30-е годы предложил соединить вокзал с центром города — прорубить «Диагональ Коршунова». Сегодня мы знаем эту дорогу на Вокзальную магистраль.
«Многие не согласились с его идеей, но некоторые здания начали строить под эту диагональ. Когда здание управления поставили, оно выглядело несуразно, стояло под углом к основной сетке зданий, потому что этой диагонали ещё не было. В 60-е поняли, что Коршунов был прав: соединение вокзала и центра необходимо. Прорубили диагональ, снесли довольно много объектов, которые стояли на дороге», — рассказала куратор.
И сегодня здание продолжает выполнять в том числе функцию административного центра Западно-Сибирской железной дороги. По замыслу архитекторов, часть здания остаётся жилой.
Жилой дом офицеров Красной Армии
Жилых домов среди 200 объектов конструктивизма в Новосибирске больше половины. В 1986 году здесь был оформлен выход из станции метро «Красный проспект». Здание не имеет статуса объекта культурного наследия.
Дом офицеров Красной армии спроектировал архитектор Алексей Бобров в 1931 году. Первая четырёхподъездная секция построена в 1932 году, ещё две «хрущевские» пристроили в 1962 и 1968 годах. Здание было предназначено для военных, чтобы они в нём квартировались. Оно разделено по социальному составу на генеральские квартиры и общежитие. Первые — большие, многокомнатные, с высокими потолками, второе — с общей кухней и душем на всех. Разделение осталось таким же до сих пор, правда, некоторые генеральские квартиры поделили на две или перепланировали.
В здании есть узкие окна — как раз в тех местах, где находились генеральские квартиры. Комнаты с маленькими окнами были предназначены для прислуги.
«В этом доме было несколько входов: для самих жителей и для прислуги. Поделив квартиру пополам, получили два помещения с разными подъездами. Комнаты для прислуги очень длинные, сейчас современные жители делают в них ванные комнаты», — отметила куратор.
Сегодня на первом этаже здания вмонтирован выход из станции метро «Красный проспект». Это всё ещё жилой дом, обычная пятиэтажка с восемью подъездами, за которой скрывается интересная история.
Комплекс жилищного кооператива «Кузбассуголь»
Комплекс жилищного кооператива «Кузбассуголь» — это шесть жилых корпусов и школа. Последняя была построена на исходе эпохи конструктивизма, поэтому в её декоре угадываются элементы классического стиля. Комплекс принадлежал тресту «Кузбассуголь». Он предназначался для управленцев и имел черты престижного жилья. В комнатах не было ванных и душевых, потому что недалеко располагались Фёдоровские бани, иногда жители комплекса могли посещать их бесплатно.
Строили комплекс Борис Гордеев, Дмитрий Агеев и Борис Биткин. Каждый из пяти домиков друг от друга чем-то отличаются. Сейчас здания оштукатурены, но изначально они были полностью кирпичными и красными. Один из домов вовсе горел. Когда его восстановили, там мало что осталось от конструктивизма.
Группа Гордеева была очень результативной — многие самые известные здания авангарда были именно их работой. Одним из членов команды был Николай Никитин. Он спроектировал Останкинскую башню в Москве и монумент Родина-мать. Новосибирск для него был полигоном для экспериментов. Город был новым, быстро развивался и требовалось много новых зданий.
Кузбассуголь был настолько пафосным местом, что на крыше одного из зданий располагался бассейн. Из-за погодных условий он начал протекать, его быстро убрали. Неизвестно, правдивая ли это история.
Шедевры конструктивизма окутали не только центр Новосибирска. Мы рассказали лишь часть огромной истории авангарда в Сибири. Каждый из 200 объектов культурного наследия интересен по-своему. Проект «Ново-Сибирск. Конструктивизм!» не просто рассказывает людям, в каком городе они живут, но и показывает, из чего состоит Новосибирск.
Стали свидетелем происшествия, чего-то необычного или хотите рассказать свою историю? Обращайтесь к нам в редакцию по номеру +7 (993) 003–35–87 (Telegram, WhatsApp).
Также подписывайтесь на наши соцсети: Telegram, Дзен, ВКонтакте, Одноклассники.