«Тангейзер»
2015 год, НОВАТ, режиссёр — Тимофей Кулябин
В феврале 2015 года в Новосибирске случился громкий скандал в театральной среде.
Оперу «Тангейзер» режиссёра Тимофея Кулябина раскритиковала Русская православная церковь и религиозные активисты. В версии режиссёра Иисус Христос стал героем эротического фильма «Грот Венеры», который снимает рыцарь Тангейзер. Руководитель Новосибирского отделения движения «Народный Собор» Юрий Задоя рассказывал, что в версии Кулябина на сцене висело изображение, на котором Иисус Христос изображён распятым между бёдер Венеры. По его мнению, представление Христа, «предающегося плотским утехам», извращает представление о христианской вере. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон требовал убрать постановку из репертуара и призывал горожан выходить на митинги против «хулы на Иисуса Христа».
Прокуратура Новосибирской области возбудила административное дело на Кулябина и Бориса Мездрича об оскорблении чувств верующих. Тогдашний директор НОВАТа Борис Мездрич отказался убирать постановку из репертуара. Впоследствии его сняли с должности, а культурное учреждение возглавил Владимир Кехман.
После назначения гендиректором Владимира Кехмана оперу сняли с репертуара. О громком скандале российского уровня позже писала Джоан Роулинг под псевдонимом Роберт Гэлбрейт в книге «Чернильно-чёрное сердце».
«Песни о Родине»
2015 год, «Глобус», совместный проект Алексея Крикликового, Павла Южакова и Дмитрия Егорова
Фото: «Глобус». Два юнкера решают судьбу революции
В начале 2015 года в «Глобусе» намечалась премьера — постановка про Россию XXI века «Песни о Родине». Спектакль состоял из четырёх театральных вариаций короткой прозы современных отечественных авторов. В апреле того же года зрители увидели произведение, но в урезанном виде — без «Истории о православном ёжике» Майи Кучерской. Постановку сократили по рекомендации Минкульта Новосибирской области.
По сюжету Белочка, не умеющая плавать, погибает в процессе крещения, успевая при этом стать православной. История вызвала недовольство среди верующих. Режиссёр Дмитрий Егоров, ставивший этот отрывок, не понимал причин решения властей. По его словам, произведение никак не связано с понятиями «церковь» и «вера». Он видит суть сюжета в том, что обычные люди не имеют права исправлять другого человека, принуждать его к чему-то, прикрываясь великой идеей.
Проект не финансировался за счёт государственного бюджета. Дмитрий Егоров отмечал, что министр культуры Новосибирской области на премьерном показе аплодировал стоя.
«Щелкунчик»
2017 год, НОВАТ, постановщик — Игорь Зеленский
Фото: НОВАТ. Старый «Щелкунчик»
В 2017 году произошёл международный скандал вокруг ещё одной постановки в НОВАТе — балета «Щелкунчик». Тогда митрополит Новосибирский и Бердский Тихон в одном из телеинтервью назвал «оборотнем» героя произведения. Новый гендиректор театра Владимир Кехман защищал постановку, называя ложью всю шумиху, которая возникла в СМИ, в том числе в зарубежных.
Тихона смутило, в частности, общение Маши с Щелкунчиком — глава митрополии приравнял его к спиритическому сеансу с женихом-оборотнем.
Тогда в театре готовили ещё одного «Щелкунчика» в версии испанского хореографа Наччо Дуато. В театре решение объясняли тем, что в классической постановке танцуют дети, а в интерпретации Дуато они не участвуют.
Скандал 2017 года оказался на руку новосибирскому театру, так как повышенный интерес помог продать большое количество билетов.
Сейчас в НОВАТе существуют две версии «Щелкунчика». Новосибирцы, кстати, до сих пор спорят, какой в итоге вариант получился у театра лучше.
«Танго морген, танго пли»
2021 год, «Глобус», режиссёр — Анастасия Патлай
Фото: «Глобус». Часть спектакля
В 2021 году документальный спектакль по письмам и рассказам новосибирцев сняли с репертуара. В социальных сетях режиссёр Анастасия Патлай писала, что такое решение появилось после разговора директора театра Татьяны Людмилиной с «людьми сверху».
«Узнала я об этом днём 15 января. Директор довольно обтекаемо сообщила, что у неё состоялись разговоры (лично или по телефону) с какими-то серьёзными людьми из серьёзных кабинетов (каких — даже произнести было нельзя), которые попросили (или потребовали) не играть спектакль», — писала Патлай.
Пьеса драматурга Екатерины Бондаренко состоит из воспоминаний жителей Новосибирска, в частности, бабушек актрис театра «Глобус» о Великой Отечественной войне. Например, о том, как работая на благо фронта женщины не могли взять отгул, чтобы поухаживать за заболевшими детьми, и те погибали.
Также режиссёр отмечала, что спустя несколько дней после произошедшего в Telegram-канале «ПодковЁрка» авторы утверждали, что спектакль формирует у аудитории негативное восприятие вклада СССР в победу над фашизмом.
По словам режиссёра, в разговоре Людмилина несколько раз упоминала, что не хочет повторения «Тангейзера», и поэтому пока ситуацию намерены обсуждать только внутри театра, а официальная версия снятия постановки — отсутствие продаж.
В Министерстве культуры Новосибирской области заявили, что произведение непременно покажут на сцене «Глобуса», но в более поздние сроки. На момент публикации дата возобновления постановки неизвестна.
«Принцесса и Людоед»
2022 год, «Первый театр», режиссёр — Полина Кардымон
Фото: «Первый театр». Один из главных героев спектакля поёт песню
В начале ноября 2022 года детский спектакль «Принцесса и Людоед» «Первого театра» заподозрили в пропаганде ЛГБТ*. Дело в том, что женскую роль принцессы в пьесе играет актёр-мужчина с усами. Замминистра Минкульта Новосибирской области Григорий Милогулов организовал проверку постановки экспертами в день премьеры. Однако она так и не состоялась — показ экстренно отменили из-за аварии электрооборудования. Вскоре руководство театра временно убрало «Принцессу и Людоеда» из репертуара.
Как рассказали порталу Om1.ru в пресс-службе культурного учреждения, решение было связано с нежеланием стать предметом разногласий в обществе.
В театре добавили, что искусство призвано объединять людей, говорить о важном и дарить приятные эмоции. В сложившейся ситуации постановку посчитали неуместной.
«Белая болезнь»
2022 год, «Красный факел», режиссёр — Глеб Черепанов
Фото: «Красный факел». Часть афиши несостоявшегося спектакля
В сентябре 2022 году на сцене «Красного факела» должна была состояться премьера спектакля «Белая болезнь» по мотивам пьесы Карела Чапека.
По сюжету в мире бушует эпидемия «белой болезни», которая поражает всех людей старше 45 лет. При этом правительство некой страны готовится к завоевательной войне. Автор намекал на нацистскую Германию 1940-х годов.
Замысел постановки возник у труппы ещё в 2020 году, но из-за политических событий спектакль решили «заморозить».
«Иногда так случается — материал вдруг становится не совсем уместен в конкретный период, и это невозможно не учитывать. Поэтому мы приняли совместное решение отложить на время премьеру. Но мы верим, что спектакль случится позже, в более благоприятное для него и для нас время», — комментировал режиссёр спектакля Глеб Черепанов.
Ранее «Совет отцов» в Новосибирске требовал отменить концерт певицы HOFMANNITA и группы «Полматери».
Читайте нас «ВКонтакте»!
* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ
Коллаж Om1.ru, НОВАТ, «Глобус», «Первый театр», «Красный факел»