om1.ru
Кровавые бои и недоедание: реальные кадры Гражданской войны показали новосибирцам В Новосибирске показали фильм «История Гражданской войны», который утратили 100 лет назад. Демонстрация прошла 14 октября в кинотеатре «Победа». Режиссёром картины выступил Дзига Вертов. Восстановил её историк кино Николай Изволов. Эксперт приехал в столицу Сибири и поделился секретами воссоздания документального исторического фильма и впервые показал его на большом экране.

Кровавые бои и недоедание: реальные кадры Гражданской войны показали новосибирцам

В Новосибирске показали фильм «История Гражданской войны», который утратили 100 лет назад. Демонстрация прошла 14 октября в кинотеатре «Победа». Режиссёром картины выступил Дзига Вертов. Восстановил её историк кино Николай Изволов. Эксперт приехал в столицу Сибири и поделился секретами воссоздания документального исторического фильма и впервые показал его на большом экране.
22 октября 2022, 08:15

Кровавые бои и недоедание: реальные кадры Гражданской войны показали новосибирцам
Фото: Александр Брежнев. Показ фильма

Работал как хирург

На экране показали основные события Гражданской войны 1918–1922 годов. Кадры создали во время боевых действий, но в итоге материал утратили. Впервые его показали зрителю в новосибирском кинотеатре «Победа» в 2022 году, спустя сто лет.

Историк кино Николай Изволов отметил, что картину нельзя назвать потерянной, потому что с момента создания она хранилась в архиве.

«Просто никто не знал, насколько она ценная. При специалистах мы не говорим «нашёл фильм», это некорректно. Скорее, обнаружил, идентифицировал», — пояснил Николай Изволов.

Он рассказал, что работа заняла два года, и по стечению обстоятельств фильм оказался готов к столетию с момента создания.

«Мы бы раньше закончили, но наступила пандемия, это осложнило работу в архивах и вообще взаимодействие с другими специалистами», — добавил историк.

Он не считает задачу сложной. Реконструкция состоит из нескольких этапов: поиск документов, которые позволяют идентифицировать кадры и восстановить фильм, далее важно решить, в каком порядке ставить кадры, что нужно оставить, грамотно всё структурировать, обработать. Первая часть, по словам эксперта, наиболее сложная.

Одной из особенностей восстановления фильма Изволов назвал отсутствие авторского взгляда.

«История Гражданской войны» — полностью документальный фильм, где в некоторых моментах заметен авторский стиль Дзиги Вертова, но не того, кто реконструировал.

«Я как хирург. Врач не станет пришивать человеку ухо на спину или третью руку. Он делает всё, чтобы человек выглядел так же, как до операции. При восстановлении фильма так же. Если бы там появился мой, авторский взгляд, я бы назвал это профессиональной неудачей. Но в варианте, который я показываю, тело, по-моему, жизнеспособно и выполняет задачу», — пояснил Изволов.

Постановка или реальные битвы?

Картина полностью передала атмосферу Гражданской войны. На экране зрители увидели реалистичные кадры сражений, подготовки, победы большевиков. Показали и то, как лидеры вдохновляли солдат на подвиги.

Но не обошлось и без постановочных кадров, что связано со сложностью процесса съёмок. В то время фотоаппараты представляли собой массивный агрегат. В среднем вся техника весила около 16 кг, поэтому операторы могли снимать только статично. Во время обстрела запечатлеть моменты невозможно.

«Из-за этого некоторые кадры — постановка. Видно даже, что вместо белой армии — «красные». Заметно, как люди убегают и улыбаются. Но ценность материала в том, что эпизоды снимали сразу после событий — на местах, где день-два назад происходила настоящая битва. То, что снимали на местах, сделать качественно — чудо. Но здесь это удалось», — пояснил историк.

Он добавил, что во время Второй мировой войны стало проще — появились мобильные камеры, можно было снимать из окопов.

Нарушение порядка событий и утраченные элементы

Фильм «История Гражданской войны» представляет собой немое кино, где действия сопровождаются музыкой. События описывают с помощью титров, шрифт которых может отличаться от эпизода к эпизоду.

«Не все подписи удалось найти в исходном варианте, некоторые пришлось реконструировать самостоятельно. Я старался сделать их максимально похожими на оригинал, но в некоторых местах, конечно, заметно, что шрифт отличается», — уточнил Изволов.

Он добавил, что не стал более тщательно подходить к обработке материала и делать начертания букв идентичными, потому что хотел, чтобы будущие исследователи видели, что он добавил, и смогли отличить работу реконструктора от режиссёрской версии.

«Тогда другие специалисты смогут чётко понять, что осталось от Вертова и какие работы провели над материалом», — отметил историк.

Зрители в кинотеатре заметили непоследовательность событий — за 1918 годом следует 1920-й, а далее — снова 1918-й. Это признал и реконструктор.

«Cначала показали разрушение мостов на Кубани, 1918 год, потом фраза Льва Троцкого «На белый террор мы ответим красным террором революции», которую он произнёс в 1918-м. По сути, Вертов получал то, что ему приносили авторы. И выстраивал кадры в определённом порядке. Сам он в съёмках не участвовал», — уточнил Изволов.

Худые солдаты и вышколенные офицеры

При детальном изучении картины можно заметить, в каком состоянии людям приходилось воевать. Многие солдаты с впалыми щеками, худые. Вероятно, они недоедали.

«Офицеры же создают контраст — вышколенные, профессиональные, знающие своё дело», — уточнил Изволов.

Он отметил, что в картине хорошо прослеживается настрой участников битв, который со временем меняется.

«В начале — разношёрстная масса партизанов, которые к концу объединяются в одну армию, у них общая форма, снаряжение. Начинает меньше чувствоваться разница между главнокомандующими и солдатами», — пояснил Изволов.

Из фильма искусственно убрали белую армию?

Аудитория отметила особенность фильма, которую связали с позицией Дзиги Вертова, — на кадрах чаще показывают красную армию, чем белую.

«Действительно, несколько отрывков про Колчака и всё. Вероятно, это соотносится с тем, что Вертов верил в идеологию большевиков. Он был представителем людей, которые искренне мечтали строить новое коммунистическое будущее. Ещё показательно, что среди «красных» многие офицеры выглядят профессионально. Это тоже связано с историческими деталями. Значительная часть военных из царской армии сражались за новую идеологию. Хотя многие вообще не стали участвовать в Гражданской войне», — объяснил историк.

В итоге Изволову удалось восстановить документальную картину, которая отображает основные события Гражданской войны 1918–1922 года, передаёт настроение участников, демонстрирует ужасы, которые пришлось пережить участникам. В картине видно, как у людей менялось отношение к новой идеологии, как они проникаются идеями коммунизма и начинают верить в другое будущее.

Напомним, документальный фильм о тусовщике на инвалидном кресле сняли в Новосибирске.

Читайте нас «ВКонтакте»!

Фото: Александр Брежнев
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter