Рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» запретили в Омске. Жители Тюмени также выступали против показа спектакля. Как вы относитесь к такого рода запретам?
— Да, я знаю об этой ситуации. Но не понимаю, почему так происходит именно с этим спектаклем. В чём люди видят зло, насмешку, кощунство? Только в слове «суперзвезда»? Прежде чем судить о постановке по одному только слову в названии, стоит посмотреть материал и попытаться самостоятельно понять, что же там такого негативного. Я ничего подобного не увидел, никакого оскорбления чувств верующих.
Возможно, слово «суперзвезда» неприменимо к библейскому персонажу, но это театр, причём современный. Сейчас другая жизнь, другое общество, и чтобы быть ближе к нему, нужно разговаривать на его языке. Конечно, забывать о глобальном тоже не стоит, но и об этом можно рассказать современным языком. Иначе всё погрязнет в молодой культуре под названием «российская попса». Вот это я считаю злом. Не это ли нужно запрещать?
Это не первое в России произведение, которое пытались запретить по религиозным причинам. Как вы считаете, говорит ли это о том, что по факту в России церковь не отделена от государства?
— Да, во многом они стоят плотно друг к другу.
Наложила ли роль Иисуса Христа отпечаток на вас? Как на то, что вы примерили на себя этот образ, реагировали люди?
— Конечно, роль оставила во мне след. Впервые я увидел фильм «Иисус Христос — суперзвезда», когда мне было пять лет. Я тогда ничего не понял, но оторваться не мог. Потом нам показывали киноленту в театральном училище, и она произвела на меня ещё большее впечатление. С тех пор этот образ, эта музыка непрерывно рядом со мной. Понять, осознать и пережить эту историю до конца невозможно. Постоянно рождается что-то новое, роль Христа приводит к новым открытиям.
Я ни разу не столкнулся с негативом по поводу роли. Получал только восхищение и поощрение.
Изменилось ли ваше отношение к религии после участия в спектакле?
— У меня давно сложилось своё отношение к религии. Не могу сказать, что мне нравится говорить или рассуждать о ней. Я предпочитаю понятие «вера». Главный храм, который есть и должен быть у человека, он в сердце. То, что там, намного важнее, чем изучение религии.
Об Иисусе говорят разное: что он жертва предательства и людской злобы, что он герой и образец мудрости. А как считаете вы?
— Это пример силы и мужественности. Да, он жертва, но не злобы человеческой, а людского неверия, слабости, неготовности к пониманию любви и веры.
Мы многого не ведаем и не хотим понимать, боимся шагнуть дальше. Это страхи, слабость. А Иисус Христос — это сила.
Сравнивали ли вы своего Иисуса с работой других актёров, также исполняющих эту роль в разных произведениях?
— Конечно, я смотрю разные постановки. Но не для того, чтобы определить, кто лучше, а чтобы узнать что-то новое, понять, кто как открывает для себя столь сложный персонаж. Если я вижу что-то близкое себе, пытаюсь преобразовать эту находку и перенять — добавить образу новую глубину.
Эталон Иисуса для меня — Тед Нили, актёр, исполнивший роль в фильме «Иисус Христос — суперзвезда».
Что касается театральных постановок, особенно сильно меня впечатлил Христос в исполнении артиста санкт-петербургского театра «Рок-опера» Вячеслава Ногина. Я впервые увидел его в роли в 2004 году, и это произвело на меня ошеломляющее впечатление. Тот факт, что сейчас мы работаем с Вячеславом на одной сцене, — это знаковое событие.
Ещё один показ рок-оперы «Иисус-Христос — суперзвезда» в Новосибирске состоится 31 октября в Доме учёных. Билеты можно купить на сайте kassy.ru.
Ранее мы беседовали с Вячеславом Ногиным, который исполняет в рок-опере роль Иуды.
Читайте нас "ВКонтакте"!
Инстаграм Константина Скрипалёва, kassy.ru