С 1 сентября 2025 года в России вступят в силу новые нормативы учебных часов для школьников с 1 по 9 классы. Министерство просвещения России обновило учебный план, который теперь будет включать сокращение учебных часов. Нововведение касается и новосибирских школ, в которых, помимо традиционных предметов, будут включены занятия из цикла «Разговоры о важном». Учебный план каждого учебного заведения будет адаптирован в зависимости от образовательной программы.
Так, для первых классов количество часов составит от 620 до 653 в год, для 2–4 классов — от 782 до 884, для пятых — от 986 до 1088, для шестых — от 1020 до 1122, для седьмых — от 1088 до 1190, для восьмых и девятых — от 1122 до 1224 часов. Уточняется, что количество учебных периодов в полугодии составит не более восьми учебных недель для первых классов и не более 11 для классов со 2 по 9. Эти изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
Также в Госдуме обсуждают предложение отменить традиционные домашние задания. Вячеслав Володин, председатель Госдумы, подчеркнул, что домашние задания зачастую превращаются в переписку с источниками из интернета или использование искусственного интеллекта. Вместо этого предлагается задавать творческие задания, которые развивают критическое мышление. Это предложение будет обсуждаться осенью 2025 года. Кроме того, планируется отменить уроки по субботам, что должно снизить нагрузку как на учеников, так и на педагогов.
Тем не менее не все соглашаются с новыми инициативами. Родители и педагоги выражают опасения по поводу качества образования без традиционных домашних заданий. По данным опроса Atas.info, 61 % родителей против полной отмены домашних заданий, считая, что это может повлиять на усвоение материала. В то же время педагог начальных классов и председатель методического объединения Тамара Грицкова поддерживает сокращение нагрузки, но лишь частично.
«Как мама, я только «за» разумное сокращение домашних заданий. Современные дети перегружены не только школой, но и кружками, спортом и необходимостью общаться с семьёй», — отметила Грицкова.
Она также подчеркнула важность того, чтобы сокращение учебных часов не привело к снижению качества образования. По её мнению, педагогам важно научиться эффективно организовывать уроки, чтобы дети усваивали материал на занятии.
Таким образом, предлагаемые изменения в системе образования могут стать важным шагом к улучшению психологического комфорта учеников, но требуют тщательной проработки, чтобы не повлиять на качество образовательного процесса.