В Новосибирске живёт мастерица, превращающая обычный войлок в волшебных существ — русалок, мифических рожаниц и даже ангелов смерти. Её работы завораживают детализацией и неожиданными образами. Нина Сасовец, художник, преподаватель и тренер, рассказала Om1 Новосибирск, как пришла в творчество и что для неё значит славянская культура.

Фото: предоставлено Ниной Сасовец
— Как вы пришли к созданию игрушек и одежды из войлока? С чего всё началось?
— Я профессиональный художник, окончила Институт искусств при НГПУ. Творчество сопровождает меня с детства. В 2017 году, ища вдохновение для новой текстильной куклы, я случайно наткнулась на фотографии валяных игрушек. Меня зацепила эта техника: лица из шерсти выглядели нежными, будто светящимися изнутри. Захотелось попробовать. Сначала я делала только игрушки, потом освоила мокрое валяние — и увлеклась всерьёз.
— Почему выбрали именно войлок? Что вас в нём привлекает?
— Шерсть — удивительный материал. Она позволяет создавать самые разные фактуры и решать сложные художественные задачи, оставаясь в рамках одной техники. Когда делаешь кукол из других материалов, приходится быть и скульптором, и парикмахером, и портным, работать с металлом или фурнитурой. А в валянии почти всё можно сделать из шерсти: и одежду, и обувь, и даже волосы — и это будет выглядеть гармонично.
— Как бы вы описали свой стиль? Что делает ваши работы узнаваемыми?
— Мне важно, чтобы в каждой работе была глубина. Мои персонажи редко бывают однозначными — они сложные, с историей, эмоциями, иногда противоречивые. В одежде люблю нестандартные силуэты и природные мотивы. Например, на фестивале «Новая жизнь традиций» я представляла коллекцию из войлока, где соединила этнику с современным кроем.

Фото: предоставлено Ниной Сасовец
— Откуда берёте вдохновение для таких необычных образов — русалок, рожениц, ангелов смерти?
— Идеи приходят отовсюду. Русалка родилась из рекламы контактных линз, ангел смерти — после того, как я увидела фото изогнутых ножей ручной работы. В институте меня научили «ловить» вдохновение в повседневности, и теперь образы возникают сами — достаточно просто быть внимательной к миру.
— Как относитесь к тому, что в ваших работах есть мрачные образы, например ангел смерти?
— В моих героях есть и свет, и тень — как в жизни. Каждый видит в них то, что ближе ему самому.

Фото: предоставлено Ниной Сасовец
— Насколько важна для вас связь со славянской культурой?
— Огромна. Это наши корни, культурный код. В XX веке мы пережили несколько волн отрицания традиций: после революции, в 90-е… Да и раньше было то же — вспомните гонения на гусли или петровские реформы. Для меня важно сохранять эту культурную нить.
— Какие работы считаете самыми значимыми или любимыми?
— Очень дорожу «Болотным царём» — это моя самая масштабная законченная работа. Харизматичный персонаж! Ещё люблю «Бабку-алхимичку» — хотелось бы в старости сохранить такой же огонёк в глазах. А «Рожаница» и «Матерь Пряха» для меня важны связью с родовой памятью. В каждой работе — частица меня.

Фото: предоставлено Ниной Сасовец
— Вам интереснее создавать игрушки или одежду?
— Зависит от идеи. Я следую за вдохновением: если хочется сделать персонажа — валяю игрушку, если тянет экспериментировать с формой — шью одежду. Оба направления для меня равноценны.
— Вы преподаёте в клубе «Солнечный». Что для вас значит делиться мастерством?
— Я работаю в МБУ МЦ «Мир молодёжи» (куда входит клуб) и получаю зарплату, но для жителей занятия действительно бесплатные. Для меня это возможность популяризировать войлок, организовывать выставки, находить единомышленников. Хочу, чтобы вокруг было сообщество людей, увлечённых творчеством.
— Каким навыкам учите своих учеников?
— Показываю, насколько разным может быть современный арт-войлок. Это не только про технику, но и про воспитание вкуса, терпения, фантазии. Приятно видеть, как дети и взрослые с гордостью носят вещи, сделанные своими руками.

Фото: предоставлено Ниной Сасовец
— Как совмещаете творчество и спорт в клубе?
— В «Солнечном» я веду два направления. Многие знают меня как тренера по традиционному карате (некоторые мои воспитанники — чемпионы России). А художественная мастерская открылась три года назад, когда освободилось место. Так клуб получил уникальное для Новосибирска направление, а я — возможность рассказывать о войлоке.
— Есть ли мечта, которую хотели бы воплотить в войлоке?
— Хочу, чтобы арт-войлок стал популярнее в Сибири, а Новосибирск — его центром. Буду рада, если моё дело вдохновит других.
Нина Сасовец доказала, что войлок — это не просто материал для тёплых валенок, а целый мир, в котором уживаются миф и реальность, свет и тень. Её работы — это не просто игрушки или одежда, а маленькие истории, в которые хочется верить.