Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
От бухгалтерии к кукольному искусству: история кукольника, создающего мир миниатюрных чудес Юлия занимается созданием авторских кукол более 10 лет.

От бухгалтерии к кукольному искусству: история кукольника, создающего мир миниатюрных чудес

Юлия занимается созданием авторских кукол более 10 лет.
Кукольник из Новосибирска создаёт шедевры для коллекционеров по всему миру

От бухгалтерии к кукольному искусству: история кукольника, создающего мир миниатюрных чудес
Фото: предоставлено Юлией Ненюковой

Сегодня, 21 марта, в России отмечается День кукольника — праздник, посвящённый мастерам, создающим кукольные произведения искусства. В честь этого события Om1 Новосибирск взял интервью у Юлии Ненюковой из Новосибирска, которая уже 14 лет занимается созданием авторских кукол. В разговоре она поделилась секретами творчества, рассказала о процессе создания миниатюрных кукол и приличном заработке на своём деле.

Фото: предоставлено Юлией Ненюковой.

 — Как вы пришли в мир кукольного искусства?

 — Я всегда была творческим человеком. Поступала в два института одновременно — экономическую академию и архитектурную, но в итоге выбрала экономику. Проработав в бухгалтерии 15 лет, я ушла в декрет, и именно тогда нашла свою страсть. Мне попалась работа зарубежного автора, и я стала искать что-то подобное в Новосибирске, чтобы научиться делать кукол. Тогда особо ничего не было, и я пошла на курсы по лепке цветов. Там сделала свою первую статуэтку и сразу поняла, что это именно то, что я искала. Так всё и началось.

— То есть вы с тех пор занимаетесь только куклами?

 — Да, куклы стали моим основным занятием и источником дохода. Это уже не просто хобби — я вкладываю всю свою энергию в это.

 
Юлия очень любила рисовать в детстве, влияние на неё оказала творческая личность отца. Сейчас же она не рисует, так как куклы отнимают всю энергию. Кукольное дело, по её словам, включает в себя множество профессий, от лепщика до дизайнера, и требует огромных физических и эмоциональных затрат, не оставляя сил на другое творчество.

— Какое у вас образование? Кем вы изначально работали?

 — Да, я работала в бухгалтерии. Это довольно распространённая ситуация среди людей, которые приходят в кукольное искусство — многие из нас были экономистами, юристами или бухгалтерами. В этом есть какая-то закономерность, я даже обсуждала это с коллегами-мастерами.

Фото: предоставлено Юлией Ненюковой.

— Опишите свой рабочий день.

 — Мой рабочий день довольно неравномерный. Два раза в год у меня есть обязательные выставки в Москве, и к этим выставкам я готовлюсь очень тщательно. Эти два месяца перед выставкой — очень плотная работа: сажусь за стол в 8 утра и могу работать до 8 или 10 вечера. Это время требует полной отдачи. Когда нет выставок, работаю в более свободном режиме — делаю что-то по своему желанию, что вдохновляет в данный момент. После выставки обычно чувствую душевный подъём и создаю то, что мне нравится, без давления.

— Сколько времени уходит на создание одной куклы?

 — Всё зависит от сложности работы. Например, я создаю маленькие шарнирные куклы, размером около 15 см. На одну куклу уходит 5-6 часов в день, и за две недели я могу сделать три куклы, если работаю спокойно. Процесс создания включает в себя лепку из полимерной глины, роспись, поклейку волос, пошив одежды и создание аксессуаров. Все эти детали очень важны для коллекционеров, они привлекают внимание, потому что хочется рассматривать куклу, трогать её. Например, в коллекции, посвящённой «Трём мушкетёрам», я создавала не только кукол, но и миниатюрных лошадей, шляпы — такие детали делают куклу живой.

Фото: предоставлено Юлией Ненюковой.

— Где вы берёте материалы для создания кукол?

 — Вначале я покупала материалы в магазинах Новосибирска, но сейчас, в условиях новой реальности, я заказываю всё через маркетплейсы. Это позволяет выбрать поставщика, который предоставляет качественные материалы. Иногда материал может вести себя по-разному при запекании, поэтому очень важно проверять его заранее.

— Бывает ли, что кукла не получается? Что вы делаете в таких случаях?

 — Бывает, особенно когда ты только начинаешь и нет насмотренности. Ты лепишь, понимаешь, что что-то не так, но не можешь точно понять, что именно. Иногда я откладывала работы, особенно когда не могла понять, что не так с лицом. Но сейчас таких ситуаций почти не бывает. Хотя я никогда не знаю, кто у меня получится — девочка или мальчик. Всё зависит от эмоции, которая появляется в процессе лепки. Иногда я планирую сделать задумчивую куклу, а у меня получается весёлая, с улыбкой.

 
Юлия не даёт имена своим куклам. Она считает это интимным процессом и предпочитает задавать общее направление коллекциям темами, вроде «Повара» или «Морской темы», но не углубляться в детали. Мастер полагает, что имя кукле должен дать уже сам коллекционер.

— Вы создаёте кукол на заказ?

 — Раньше я брала заказы, но поняла, что это меня истощает. Когда я создаю куклу по заказу, я представляю, как она будет выглядеть, а заказчик, как правило, видит её иначе. Очень редко это совпадает. Поэтому я предпочитаю создавать кукол и показывать их уже готовыми. Так человек может оценить, подходит ли ему мой стиль.

— Какие необычные заказы вам приходилось выполнять?

 — Однажды заказали куколку для врача, который помог женщине при родах. Это была миниатюрная рука, в которой лежал новорождённый малыш. Я много времени потратила, чтобы сделать руку натуральной и аккуратной. Получилось очень трогательно, и все были довольны результатом.

Фото: предоставлено Юлией Ненюковой.

— Как вы находите своих покупателей?

 — В основном через выставки. Коллекционеры приходят, смотрят, знакомятся с мастерами и часто понимают по энергетике, подходят ли они друг другу. Это важный момент: если коллекционер чувствует отклик от автора, то и кукла ему будет нравиться. Кроме того, я использую соцсети, такие как «ВКонтакте». За рубежом у меня тоже есть постоянные клиенты. С китайскими коллекционерами мы познакомились через выставки, и они начали активно покупать мои работы.

— Сколько стоят ваши куклы и какова ваша прибыль?

 — Маленькая шарнирная кукла стоит около 20 тысяч рублей. Цена может увеличиться, если в работу добавлены дополнительные аксессуары. В среднем я зарабатываю от 100 до 150 тысяч рублей в месяц. Во время выставок мой доход может составлять 200 тысяч и больше.

Фото: предоставлено Юлией Ненюковой.

— Насколько сложно обучать других созданию кукол?

 — Главное — желание. Если человек действительно хочет научиться, у него всё получится. В моих мастер-классах участвуют люди разных возрастов, и я вижу, как они растут в процессе. Это нелёгкая работа, она требует усидчивости и терпения. Но если ты не сдаёшься, то со временем начинаешь делать более качественные работы.

— Как меняется человек, когда начинает заниматься кукольным искусством?

 — Я стала более открытой, внимательной к деталям. Когда я только начала заниматься этим, я заметила, что люди вокруг меня начинают выглядеть по-другому. Когда ты в офисе, ты часто видишь людей с грустными лицами, а сейчас я смотрю на людей и вижу радость. Творчество расширяет кругозор и помогает быть более счастливым. Работа с куколками приносит ощущение гармонии, и это очень важно.

Фото: предоставлено Юлией Ненюковой.

— Есть ли этап в создании куклы, который делает вас особенно счастливой?

 — Мне нравится лепка. Когда ты лепишь, ты создаёшь нечто новое. Это такой процесс погружения в творчество. Мне также очень нравится работать с деталями — создавая миниатюрные аксессуары, которые придают кукле особое очарование. Когда ты смотришь на свою работу и она становится живой, это приносит истинное удовольствие.

— Есть ли у вас любимая кукла из всех, что вы создали?

 — Нет, у меня нет любимых кукол. Я стараюсь не привязываться к ним. Как только сделала куклу, я рада, что она получилась, но сразу отпускаю. Радуюсь, что она нашла своего коллекционера, который оценит её по достоинству. И когда получаю обратную связь, это делает меня счастливой.

В будущем Юлия хочет создавать кукол, которые не только красивы, но и передают глубокие эмоции и смысл. Ей хочется, чтобы её работы не просто украшали пространство, а вызывали у людей эмоции и мысли. Кроме того, Юлия планирует продолжить преподавать, потому что ей нравится делиться своим опытом с другими.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter