С 1 сентября 2023 года в Новосибирской области, как и по всей России, вступили в силу новые правила для таксистов. Теперь водители обязаны не только оформлять разрешение на перевозку, но и вносить свои автомобили в специальный реестр такси. Эти изменения касаются как индивидуальных предпринимателей, так и компаний, предоставляющих услуги такси. Важным нововведением стало обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), сообщает «ФедералПресс».
По мнению таксистов, нововведения могут негативно сказаться на стоимости поездок для пассажиров. Никита Данилов, который подрабатывает в такси, выразил мнение, что новые правила создают дополнительные сложности для водителей. Он отметил, что даже если автомобиль не нужно обклеивать значками такси, его внесение в реестр повлияет на стоимость при продаже.
«Автомобиль, зарегистрированный как такси, теряет в цене, и это сложно объяснить покупателю», — говорит Никита.
Согласно новым правилам, страхование пассажиров теперь будет осуществляться либо самими водителями, либо компаниями, в которых они работают. Никита считает, что все расходы по страхованию в конечном итоге лягут на плечи пассажиров. «Стоимость проезда увеличится, хотя точно предсказать процент повышения сложно», — добавляет он.
Для того чтобы все водители успели внести свои автомобили в реестр, установлен срок до 31 октября 2024 года. Тех, кто не успеет это сделать, не допустят к перевозкам. Никита предполагает, что многие водители могут отойти от работы в такси, особенно те, кто рассматривает это как подработку. «Некоторые могут уйти в менее известные компании, где требования не так строги», — говорит он.
Также существует вероятность появления теневых схем. Некоторые фирмы могут начать позиционировать себя как сервисы для попутчиков, что позволит им избежать регистрации в реестре такси.
«Если такие схемы начнут развиваться, это может привести к снижению цен и оттоку пассажиров от официальных служб такси», — предостерегает Никита.
По словам Екатерины Киселёвой, руководителя пресс-службы Общественного совета РФ по развитию такси, изменения в правилах повлияют на тарифы на перевозку. Она отметила, что тарифы вырастут, но резкого скачка не ожидается.
«Тарифы увеличатся, но не одномоментно. Страхование ОСГОП имеет накопительный эффект», — пояснила Киселёва.
Киселёва также обратила внимание на то, что стоимость полиса ОСГОП варьируется от 1,3 до 5,4 тысячи рублей. Однако в отрасли наблюдается высокая текучка водителей. Многие работают ненадолго и часто меняют автомобили. Это означает, что при каждой смене водителя или автомобиля компании придётся заново оформлять полис ОСГОП. «Таким образом, расходы у компаний будут расти, что со временем скажется на ценообразовании для пассажиров», — добавила она.
Эксперт уточнила, что в среднем цена полиса составляет около 3,5 тысячи рублей. Однако процесс формирования цен на ОСГОП менее прозрачен по сравнению с обычным полисом ОСАГО. «Вне зависимости от автомобиля или компании страховщик предлагает одну и ту же сумму. В результате непонятно, каким образом складывается сумма полиса ОСГОП», — пояснила Киселёва.
Также существует риск сокращения числа водителей. В данный момент перевозчики изучают механизмы оформления полиса ОСГОП. Киселёва отметила, что страховые компании уже сейчас могут отказывать в оформлении полиса ОСАГО для такси, считая этот сегмент убыточным.
«Если такая проблема перенесётся на ОСГОП, это может привести к дефициту перевозчиков», — предупредила она.
Новые правила начали действовать всего несколько дней назад, и общественный совет активно следит за внедрением изменений в разных регионах. Специалисты собирают и анализируют информацию о том, как эти нововведения влияют на рынок такси и его участников.